• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тенденции: рабочие места, занятость, безработица

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Одним из основных направлений повышения эффективности функционирования российского рынка труда в среднесрочной перспективе является повышение информационной прозрачности рынка труда.

Надежная и своевременная информация позволяет ориентироваться на рынке труда, более обоснованно выбирать профессию, место работы и необходимые программы обучения, а также может существенно повысить обоснованность выбора мер политики на рынке труда. Росстат периодически публикует статистическую информацию о движении рабочих мест, различных характеристиках занятости и безработицы. Однако эта информация, как правило, не содержит достаточных пояснений и комментариев, предназначенных как для лиц, участвующих в разработке государственной политики, так и непосредственных участников рынка труда.

Объектом исследования является рабочие места, занятость, безработица в России, деятельность Национального совета по профессиональным квалификациям.

Целью исследования было  выявить основные тенденции, связанные с движением рабочих мест в российской экономике, изменениями в занятости и безработице на основе анализа и интерпретации статистической информации Росстат, статистики международных организаций и зарубежных стран. Основной задачей мы видели наглядным образом интерпретировать официальную статистическую информацию.

Эмпирической базой исследования являлись данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, для международного сопоставления используется информация статистических служб Европейского Союза и стран Европы.

Выводы, результаты исследования:

Три раздела исследования представляют собой три самостоятельных выпуска тематических бюллетеней, объединенных общей рубрикой «Тенденции: рабочие места, занятость, безработица».

1. Бюллетень  «Безработица в Российской Федерации»

  • Уровень безработицы в России в августе 2014 г. достиг своего минимума в 4,8%, который является одним из наиболее низких среди стран Европы. При этом, низкий уровень безработицы по стране складывается из показателей сильно дифференцированных по регионам: безработные сконцентрированы в регионах с неблагополучной обстановкой и в регионах с большой численностью населения. Уровень безработицы выше в регионах с низкими заработными платами.
  • Уровень безработицы в России установился на низком уровне, менее чувствителен к экономическим шокам в связи с использованием гибкой продолжительности рабочей недели, внеочередных отпусков  и т.д.
  • Безработные являются слабо защищенной группой населения: средняя продолжительность безработицы превышает 7 месяцев (более трети безработных находятся в поиске работы более 1 года) при низких пособиях по безработице, не способных выполнить функцию компенсации утраченного заработка на время поиска работы. О необходимости развития активной государственной политики по поддержке занятости также свидетельствует невостребованность услуг по содействию трудоустройству.
  • По причинам незанятости наибольшая доля безработных  приходится на лица, не имевшие ранее работы, и лица, уволившиеся по собственному желанию.
  • Самый высокий уровень безработицы по последнему месту работы в 2013 г. был в сферах, использующих труд с низкой квалификацией работников. Самый низкий уровень безработицы наблюдался среди работников социальной сферы и сферы государственного управления, эти группы также менее чувствительны к экономическим шокам.
  • Отложенная во времени отдача от образования - причина более высокой безработицы среди лиц младших возрастных групп с более высоким образованием. Для остальных работников  между уровнем образования и безработицей существует обратная зависимость.

2. Бюллетень «Рабочие места в Российской Федерации» охватывает вопросы движения рабочих мест в российской экономике.

  • В течение последнего десятилетия в России число замещенных рабочих мест перераспределялось между предприятиями: на крупных и средних предприятиях сокращалось за счет недостаточного обновления рабочих мест, увеличивалось на малых предприятиях и вне юридических лиц.
  • Рост рабочих мест на малых предприятиях и вне юридических лиц объяняется увеличение. сектора услуг за счет сокращения аграрного и производственного секторов с 2005 по 2014 гг.. В производственном секторе существенно сократилась сфера обрабатывающих производств, в аграрном секторе- сельское хозяйство, в сфере услуг- образование, а положительным приростом характеризовались торговля и финансовая деятельность.
  • Влияние экономического кризиса могло быть сильнее без вмешательства государства за счет увеличения числа рабочих мест в государственном управлении, обеспечении военной безопасности и здравоохранении и предоставлении социальных услуг в 2009-2010 гг..
  • Потребность в работниках в Российской экономике имеет восходящий тренд, наиболее востребованы специалисты здравоохранения, и предоставления социальных услуг, обрабатывающих производств, транспорта и связи. При этом, в десять наиболее дефицитных профессиональных подгрупп вошли 8 подгрупп работников и рабочих, а также специалисты со средней и высшей квалификацией в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения.
  • О неэффективном соединении работников и рабочих мест свидетельствует интенсивное движение рабочей силы, а также высокий процент выпускников вузов, работающих не по специальности.

3. Бюллетень «Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям образован в целях создания и развития системы профессиональных квалификаций в России. Совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным для рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

К Основным задачам Совета относится:

  • разработка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;
  • координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
  • проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
  • проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;
  • рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;
  • подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

В составе совета действуют 5 постоянных и 3 временные рабочие группы по направлениям деятельности Национального совета по профессиональным квалификациям.

Показатели деятельности Национального совета на начало ноября 2014 г.:

  • рассмотрен 181 проект профессиональных стандартов: из них было одобрено 172 проекта, по 90 проектам профессиональных стандартов Национальным советом были вынесены дополнительные рекомендации Минтруду России, предусматривающие определение или создание советов по профессиональным квалификациям в соответствующих областях профессиональной деятельности, принято решение об организации мониторинга применения данных профессиональных стандартов;
  • создано 11 советов по профессиональным квалификациям в следующих сферах: строительство, ЖКХ, финансовые рынки, наноиндустрия, сфера гостеприимства, сварка, информационные технологии, железнодорожный транспорт, лифтовое хозяйство, здравоохранение и электроэнергетика;
  • проведено 6 экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификации.

Результаты исследования могут быть применены при разработке государственной политики в сферах занятости и безработицы, полезны населению при планировании профессиональной траектории, работодателями при формировании политики занятости на предприятии.