• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка моделей и механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения функционирования и развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях (2008-2010 гг.)

Разработка моделей и механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения функционирования и развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях (2008-2010 гг.)

2008

Целью исследования является разработка моделей и механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения функционирования и развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях (2008-2010 гг.).

В рамках исследования были проанализированы нормативно-правовые документы, организационный и методический опыт системы образования РФ и зарубежных стран по организации образовательного процесса в поселениях указанного типа.; проведен мониторинг комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых поселениях, а также мониторинг состояния организации и результатов образовательного процесса в контексте социально-экономической и культурно-образовательной ситуации; разработаны модели механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения функционирования и развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых поселениях.

Результатом исследования стали методические рекомендации по внедрению моделей образования для обеспечения качественного общего образования в малых поселениях, проект программы повышения квалификации педагогов «Интеграция предметов естественно-научного цикла образовательных учреждений, расположенных в малых и труднодоступных поселениях Российской Федерации». Также  были подготовлены информационно-аналитические материалы, рекомендации и предложения по состоянию и развитию системы образования, обеспечивающей доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях.

Проблема создания современных условий обучения и обеспечения качества образовательных услуг в малых, труднодоступных поселениях является актуальной в связи с формированием новой модели образования в Российской Федерации. Большинство школ в малых и труднодоступных поселениях, как правило, являются малокомплектными. С экономической стороны эта категория школ является наиболее затратной. В то же, время система общего образования, являясь основой для получения гражданами страны доступного качественного образования, должна создавать возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России вне зависимости от места жительства, уровня доходов семьи и других обстоятельств.

Для реализации конституционного права граждан на доступное общее образование органами управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляется работа по развитию дифференцированной сети образовательных учреждений различных типов и видов, реструктуризации сети образовательных учреждений, созданию условий для внедрения оптимальных территориальных моделей образовательной сети, выездной школы, соединения стационара с элементами заочного и дистантного образования, использования блочно-модульной системы, индивидуальных образовательных программ и многих других, уже показавших себя на практике форм и методов обучения, обеспечивающих равенство доступа населения к качественному общему образованию, в том числе, в сельской местности.

Решение задачи обеспечения права детей, проживающих в малых и труднодоступных поселениях, на получение качественного образования предполагает кооперирование ресурсов образовательных учреждений посредством создания моделей интегрированных образовательных учреждений, развитие сетевых форм организации образовательного процесса.

Обобщение регионального инновационного опыта и подготовки методических рекомендаций по организации образовательной деятельности, направленной на обеспечение права детей, проживающих в малых и труднодоступных сельских поселениях, также способствует получению качественного общего образования.

Социально-экономические и другие социокультурные инициативы сельской школы не осуществляются в одиночку, они соединяются с развитием образовательных сетей, инновационным сообществом, взаимодействием с разными государственными и общественными институтами, социальным партнерством, складыванием практики государственно-общественного образовательного договора.

Именно в этом современном контексте могут быть найдены пути и средства выхода из наиболее трудных социокультурных ситуаций школы, сформированы и реализованы новые стратегии развития образования.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:

  1. Проведен анализ нормативно-правовых документов, организационного и методического опыта системы образования Российской Федерации и зарубежных стран по организации образовательного процесса в малых, труднодоступных поселениях и схожих изолированных условиях;
  2. Разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию российской нормативно-правовой базы развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и схожих изолированных условиях;
  3. Проведен мониторинг комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях;
  4. Проведен мониторинг состояния организации и результатов образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, расположенных в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях, в контексте социально-экономической и культурно-образовательной ситуации;
  5. Разработаны модели механизмов нормативного, организационного и методического обеспечения функционирования и развития системы образования, обеспечивающих доступность качественного общего образования в малых, труднодоступных поселениях и в схожих изолированных условиях;
  6. Разработана программа повышения квалификации педагогов "Интеграция предметов естественнонаучного цикла образовательных учреждений, расположенных в малых и труднодоступных поселениях Российской Федерации";
  7. Обеспечено распространение позитивного опыта по нормативному, организационному и методическому обеспечению образования на двух совещаниях с участием специалистов органов управления образованием и педагогических работников субъектов Российской Федерации северной и приарктической зоны, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.