• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка моделей финансирования в рамках государственной программы современной модели образования по основным направлениям (2008-2009 годы)

Разработка моделей финансирования в рамках государственной программы современной модели образования по основным направлениям (2008-2009 годы)

2009

На основе научных исследований в ходе проекта осуществляется:
  • Разработка методики анализа и механизмов финансирования субъектов РФ, реализованных при финансировании системы образования.
  • Разработка модели финансирования (алгоритмов расчёта) государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах РФ.
  • Проведение совещаний и конференций по обсуждению разработанных моделей, а также по обсуждению полученных результатов. 

Необходимость приоритетного финансирования системы образования продиктована ростом значимости инвестиций в человеческий капитал в условиях усиления глобальной конкуренции и соответствует требованиям инновационного развития экономики. В то же время возможность получения качественного образования имеет решающее значение с точки зрения удовлетворения важнейших духовных и социальных потребностей граждан Российской Федерации. Повышение образовательного уровня населения в целом способствует повышению политической и социальной стабильности общества.
В целях реализации задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г. сфера образования должна стать одним из приоритетных направлений бюджетных расходов на 2009-2011 гг. и долгосрочную перспективу.
Решение задачи модернизации системы образования в Российской Федерации является невозможным без увеличения объемов средств, выделяемых на финансирование образования. При этом повышение эффективности бюджетных расходов является необходимым условием улучшения показателей качества государственных услуг в сфере образования и позволит избежать необоснованного роста расходов, создающего угрозу долгосрочной устойчивости бюджетной системы. Для достижения комплексного эффекта повышение роли образования в системе расходных приоритетов должно охватывать все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований.
Исходя из этого, целью проекта являлось формирование моделей финансирования (алгоритмов расчета) направлений государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации на 2009-2012 годы.
Для достижения цели проекта в 2008 году были выполнены следующие задачи:

  • Задача 1. Анализ моделей и механизмов финансирования субъектов Российской Федерации, реализованных при финансировании системы образования всех уровней (за счет всех источников финансирования: федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники).
  • Задача 2. Разработка моделей финансирования (алгоритмов расчета) направлений государственной программы внедрения современных моделей образования всех уровней в субъектах Российской Федерации.
  • Задача 3. Проведение совещаний и конференций по обсуждению разработанных моделей.
С точки зрения повышения отдачи от финансирования сферы образования имеет первостепенное значение информационное и методическое обеспечение процесса анализа динамики и структуры расходов на образование, осуществляемых субъектами федерации и входящими в них муниципальными образованиями, а также анализ эффективности этих расходов с точки зрения улучшения показателей качества образования. Оценка эффективности бюджетных расходов отражает степень развития в регионах принципов бюджетирования, ориентированного на результат, проектного подхода, зарекомендовавшего себя при осуществлении целевых программ развития образования. При этом широта и разнообразие сети образовательных учреждений требует осуществления детализированного анализа, учитывающего специфику осуществления образовательного процесса для различных территорий, уровней системы образования и типов образовательных учреждений.
Для обеспечения единого подхода к анализу бюджетных расходов на уровне регионов в рамках проекта в 2008 году были разработаны:
  • Методика анализа существующих моделей финансирования системы образования в субъектах Российской Федерации.
  • Методика анализа механизмов финансирования системы образования в субъектах Российской Федерации.
Основные компоненты анализа моделей и механизмов финансирования образования в субъектах Российской Федерации:
  • анализ механизма планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором заранее определяются и формализуются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств, соответствующие направления (функции) и программы деятельности, а также система показателей, на основе которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
  • анализ процедуры повышения ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей на основе мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых на себя обязательств на основе установленных показателей конечных и непосредственных результатов деятельности. Основной акцент анализа исполнения бюджета переносится с оценки правомерности расходования бюджетных средств и соответствия фактических затрат плановым на оценку степени достижения запланированных показателей.
В соответствии с основными компонентами анализу должны быть подвергнуты обоснования объемов и структуры расходных потребностей главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, включая:
  • стратегические цели деятельности, которые они намереваются достичь с учетом стратегии на среднесрочную и долгосрочную перспективу и в соответствии с закрепленными за ними основными функциями;
  • основные задачи, через решение которых реализуются поставленные стратегические цели и соответствующие им конкретные направления деятельности, связанные с оказанием услуг определенного качества и объема и достижения определенного эффекта от их предоставления конечным потребителям (населению, предприятиям и т.п.);
  • внутриведомственные и межведомственные целевые и иные программы, посредством которых обеспечивается реализация конкретных направлений деятельности и решение основных задач.
При анализе программ, разработанных в соответствии с принципами формирования бюджета, ориентированного на результат, основное внимание должно быть уделено:
  • изучению количественных показателей ожидаемых результатов реализации программ, включая как непосредственные результаты, т.е. предоставление услуг определенного качества и объема, так и конечные результаты, т.е. эффект от предоставленных услуг для их получателей;
  • степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в ходе реализации программ;
  • оценке социально-экономической эффективности реализации программ по их выполнении.
  • В процессе подготовки и согласования бюджета, программы главных распорядителей бюджетных средств оцениваются на основе их соответствия приоритетам социально-экономической политики и фактической и плановой эффективности, определяемой по параметрам социальной и экономической эффективности.
Исходя из основных направлений современной модели образования, в рамках проекта были разработаны модели финансирования (алгоритмы расчета) государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации, включающие разные виды финансовой поддержки: сметное финансирование, нормативно-подушевое финансирование, программно-целевое финансирование, грантовое финансирование, финансирование государственного муниципального задания. В основу моделей финансирования государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации положены принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", такие как:
  • открытость образования к внешним запросам;
  • применение командных подходов,
  • логика распределения финансовых средств "деньги в обмен на обязательства";
  • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;
  • адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Разработка моделей финансирования направлений государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации опиралась на анализ существующих моделей и механизмов финансирования образования в регионах России, а также обновление практики региональных комплексных проектов модернизации общего образования.
Первая модель исходит из того, что в рамках государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации планируется обеспечить в среднесрочной перспективе:
  • повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;
  • перевод не менее 50 процентов учреждений профессионального и 100 процентов учреждений общего образования на нормативное подушевое финансирование (по всем направлениям подготовки специалистов обеспечить разработку нормативов финансирования);
  • становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ.
  • усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг - доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен составлять не менее 5 млрд. долларов (10% от объёма финансирования системы образования в целом);
  • увеличение доли НИР и НИОКР в структуре доходов российских университетов (не менее 25%);
  • создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста.
Распределение средств государственной программы внедрения современной модели образования осуществляется прямо пропорционально численности населения субъекта Российской Федерации.
Алгоритмы расчета распределения средств государственной программы внедрения современной модели образования по субъектам Российской Федерации основываются на выполнении взятых регионами обязательств по проведению институциональных реформ при установлении компенсаций недостатка средств бюджетов дотационных регионов, выравнивающих ресурсную обеспеченность образования.
Исходя из этого, оценка эффективности бюджетных расходов отражает степень развития в регионах принципов бюджетирования, ориентированного на результат, проектного подхода, зарекомендовавшего себя при осуществлении целевых программ развития образования.
Следовательно, реализация государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации обеспечивается за счет введения новых организационно-экономических механизмов образования, включая нормативное подушевое и грантовое финансирование, новые системы оплаты труда работников образования в зависимости от его результатов ("оплата за качество"), налоговое стимулирование, а также становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ.
Вторая модель финансирования государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации дополнительно учитывает экономический уровень развития региона, выражающийся в превышении доходов населения над прожиточным минимумом. Фактически, при разработке второй модели в явном виде учитывается покупательная способность населения субъекта Российской Федерации, и соответственно, возможности семей софинансировать развитие региональной системы образования.
Таким образом, распределение бюджетных средств по субъектам Российской Федерации в рамках государственной программы внедрения современной модели образования осуществляется обратно пропорционально экономическому потенциалу региона, выраженному в уровне платежеспособного спроса и покупательной способности населения: чем выше уровень платежеспособного спроса населения, тем меньше бюджетных средств получает регион в рамках государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации.
В рамках выполнения 1-го этапа работ по проекту в Государственном университете - Высшая школа экономики были проведены:
  • 8 декабря 2008 года совещание "Модели и механизмы финансирования системы образования субъектов Российской Федерации";
  • 12 декабря 2008 года конференция "Финансирование государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации".
В отчете содержатся программы совещания и конференции, раздаточные материалы, списки участников, материалы выступлений участников. В ходе совещания и конференции были обсуждены эффекты, выявленные на основе анализа и моделирования финансирования в рамках государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации.
По результатам экспертных обсуждений на совещании и конференции в 2009 году в рамках 2-го этапа работ по проекту будут проведены доработка и корректировка модели финансирования (алгоритмов расчета) направлений государственной программы внедрения современной модели образования в субъектах Российской Федерации.