• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений

Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений

2006

В качестве объекта исследования выступают ключевые компетенции, обеспечивающие успешность педагогической деятельности.
Цель работы заключается в разработке профессионального стандарта педагогической деятельности.
Метод и методология проведения исследования:
Для успешной реализации задачи формирования профессионального стандарта планируют опираться на определенные принципы исследования. К таковым следует отнести принцип деятельностного подхода; принцип системогенетического подхода; принцип единства профессионального стандарта и педагогической теории; принцип единства гуманизации образования и требований профессионального стандарта; принцип единства целей образования и требований профессионального стандарта.
Принцип деятельностного подхода предполагает, что все сущностные качества человека формируются и развиваются в деятельности и в свою очередь, определяют эффективность деятельности. Это означает, что в основе разработки профессионального стандарта педагогического работника должен лежат анализ педагогической деятельности, ее структуры, как системы целенаправленных действий, побуждаемых определенными мотивами и направленными на достижение определенных целей. Это означает, что деятельность педагога рассматривается как деятельность осознанная. "Сознательное действие - это не действие, которое сопровождается сознанием, которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение. Сознательное действие отличается от неосознанного в самом своем объективном обнаружении: его структура иная и иное его отношение к ситуации, в которой оно совершается, оно иначе протекает" (Рубинштейн С.Л.).
Принцип деятельностного подхода предполагает, что деятельность насыщена переживаниями. "Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутренне содержание, - мотивов, целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношение человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе", - писал С.Л. Рубинштейн. Без анализа переживаний человека невозможно понять его отношений к деятельности, его мотивов и целевых установок.
Принцип единства профессионального стандарта и педагогической теории, которая заложена в основу образовательного процесса. В современной педагогики все большее число сторонников приобретает концепция "субъект-субъектных" отношений в образовании, согласно которой ученик является субъектом учебной деятельности, которая осуществляется при педагогической помощи и руководства со стороны педагога и родителей.
В своем исследовании мы будем исходить из концепции "субъект-субъектных" отношений. Данный подход предполагает перенос центра внимания на процессы целеполагания, мотивации, оценки и взаимодействия ученика и педагога.
Специфические требования к квалификации педагога предъявляют теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и др.
Принцип единства гуманизации образования и требований профессионального стандарта
Принцип гуманизации образования признает ценности ученика как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага ученика как критерия оценки отношений в системе образования. Реализация принципа гуманизации образования выдвигает ряд требований к личностным качествам педагога, таких как: вера в ученика, любовь к ученику, признание субъектности ученика и др.
Принцип единства целей образования и требований профессионального стандарта
В общем виде педагогическую деятельность можно определить как особый вид деятельности, направленный на реализацию целей образования. Цели же образования "соотносятся с исторически и сознательно варьируемыми идеалами личности и образования человека".
В методологическом плане, ориентируясь на компетентности человека, как составляющие профессионального стандарта, важно определить свое понимание компетенций и компетентности.
Результаты работы:
  • Проведен анализ действующих государственных образовательных стандартов в области педагогической деятельности, в целях выделения квалификационных характеристик педагога, осуществлено эмпирическое исследование, направленное на выделение функциональных задач, определяющих сущность педагогической деятельности, и установление профессионально-важных качеств (компетенций) педагога, обуславливающие успешное решение задач педагогической деятельности.
  • Проведено исследование компонентов профессионального стандарта педагогической деятельности, выполненного на уровне суждений директоров школ, работников органов управления образованием, учащихся, студентов, учителей, а также на уровне психологического анализа педагогической деятельности, выполненного с позиций теории системогенеза деятельности.
  • Разработан макет профессионального стандарта и дается конкретное наполнение составляющих предложенного макета.
  • Разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности.