• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка и апробация нормативов финансирования высших учебных заведений

2007

В процессе работы была проведена расчетная апробация по пилотным вузам. Исходными данными послужили результаты образовательной и финансовой деятельности пилотных вузов, которые в свою очередь явились основанием формирования исходной и модельной баз данных, обеспечивающих переход к централизованному хранению и обработке данных характеризующих весь спектр полученной первичной информации.

При этом были выполнены следующие работы:

  • Расчетная апробация базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах с использованием дифференцирующих коэффициентов на примере пилотных вузов (30 вузов, подведомственных Рособразованию).
  • Анализ рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации.
  • Разработка проекта пакета нормативных правовых документов, обеспечивающих внедрение нормативного финансирования вузов.
  • Для проведения расчетной апробации с использованием базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов и дифференцирующих коэффициентов на примере 30 пилотных вузов необходимы числовые характеристики следующих показателей:
  • численность студентов в вузах по формам обучения в разрезе ступеней высшего профессионального образования, по источникам финансирования (обучающиеся за счет средств федерального бюджета или с полным возмещением затрат со стороны студента);
  • объемы бюджетного финансирования вузов по программам высшего профессионального образования по статьям экономической классификации;
  • объемы бюджетного финансирования вузов по программам высшего профессионального образования, исходя из расходных обязательств Российской Федерации;
  • базовые нормативы подушевого финансирования обучения 1 студента в вузе в разрезе ступеней высшего профессионального образования;
  • коэффициенты дифференциации нормативного бюджетного финансирования высшего профессионального образования.
По результатам работы представлен аналитический отчет по оценке финансовых и социальных рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации. Разработаны предложения по нивелированию рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации.
Представлен перечень нормативных правовых документов, необходимых для внедрения нормативного финансирования вузов. Разработаны предложения по пакету нормативных правовых документов, обеспечивающих внедрение нормативного финансирования вузов.
Для проведения расчетной апробации по нормативному бюджетному финансированию в сфере высшего профессионального образования были выбраны вузы, представляющие наиболее важные категории, по анализу основных показателей их деятельности. Анализ проводился по методике отбора нескольких наиболее индикативных критериев. При этом критерии отбора основывались на такую выборку, которая позволяла осуществить проверку рабочих гипотез о влиянии финансовых инструментов на эффективность бюджетных расходов. Критерии отбора должны быть в наиболее возможной степени объективными, то есть по возможности основанными на верифицируемых статистических измерениях, а не на экспертных оценках, даже вполне обоснованных.
Число критериев должно быть невелико по отношению к размеру генеральной совокупности. В России ее размер составляет около 600 государственных вузов. Для получения надежных результатов целесообразно формирование выборки, построенной с использованием трех ключевых критериев, отражающих основные факторы сложившейся объективной дифференциации бюджетного финансирования вузов:
  • тип вуза по специальностям и характеру образовательных программ;
  • территориальный критерий по географическому расположению вуза;
  • экономический критерий по степени адаптированности к рынку образовательных услуг (дифференциация вузов по удельным бюджетным расходам на одного студента).
Таким образом, на основании методики отбора по перечисленным критериям были отобраны 30 пилотных вузов, подведомственных Рособразованию, из семнадцати регионов и шести Федеральных округов Российской Федерации:

 

Центральный федеральный округ

г.Москва
1. Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС);

Владимирская область
2. Владимирский государственный педагогический университет;

Калужская область
3. Калужский государственный педагогический университет им.К.Э.Циолковского;

Костромская область
4. Костромской государственный технологический университет;

Ярославская область
5. Ярославский государственный технический университет;
6. Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова;

Курская область
7. Курский государственный технический университет;
8. Курский государственный университет;

Тамбовская область
9. Тамбовский государственный технический университет;

Северо-Западный федеральный округ

Вологодская область
10. Череповецкий государственный университет;

Республика Карелия
11 Петрозаводский государственный университет;

Южный федеральный округ

Ростовская область
12 Донской государственный технический университет;
13 Ростовский государственный экономический университет "РИНХ";
14 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса;

Приволжский федеральный округ

Республика Марий Эл
15 Марийский государственный педагогический институт им.Н.К.Крупской;
16 Марийский государственный технический университет;
17 Марийский государственный университет;

Чувашская Республика
18 Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева;
19 Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова;

Самарская область
20 Самарский государственный экономический университет;
21 Самарский государственный педагогический университет;
22 Самарский государственный технический университет;

Саратовская область
23 Саратовский государственный технический университет;

Уральский федеральный округ

Челябинская область
24 Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова;
25 Магнитогорский государственный университет;
26 Челябинский государственный педагогический университет;
27 Челябинский государственный университет;
28 Южно-Уральский государственный университет;

Сибирский федеральный округ

Новосибирская область
29 Новосибирский государственный педагогический университет;

Томская область
30 Томский государственный университет.

Результаты выполненных работ изложены в Итоговом отчете, который включает:

  • Аналитическую записку, характеризующую особенности подготовки к проведению апробации базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах с использованием дифференцирующих коэффициентов на примере пилотных вузов.
  • Программу расчетной апробации.
  • Аналитический отчет по итогам апробации базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах с использованием дифференцирующих коэффициентов на примере пилотных вузов.
  • Аналитический отчет по оценке финансовых и социальных рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации.
  • Предложения по нивелированию рисков, связанных с переходом к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации.
  • Проект перечня нормативных правовых документов, необходимых для внедрения нормативного финансирования вузов.
  • Предложения по пакету нормативных правовых документов, обеспечивающих внедрение нормативного финансирования вузов.