• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретический и эмпирический анализ стратегий инновационного развития сектора интеллектуальных услуг

2009

Объектом исследования является российский сектор интеллектуальных услуг.
Цель работы – анализ инновационного потенциала сектора интеллектуальных услуг в условиях кризиса и выявление стратегий его реализации.

Эмпирической базой для работы стали массивы данных, характеризующих инновационную активность и стратегические намерения производителей интеллектуальных услуг, собранные по оригинальной методике и с применением оригинального инструментария, разработанных специально для данного исследования.

Исследование проводилось на микро- и мезоуровнях. Изучению подлежали как отдельные субъекты рынка интеллектуальных услуг, так и рынки в целом.

По результатам проведенного исследования были получены следующие выводы.

1. Сектор интеллектуальных услуг играет важную роль в формировании источников постиндустриального типа роста в современной экономике.

2. Инновационный потенциал сектора обуславливается, во-первых, индивидуальным характером оказываемых услуг, так что каждая услуга становится продуктовой инновацией; во-вторых, концентрацией высококвалифицированных ресурсов, поскольку знаниеемкий характер услуг и отсутствие репликационной деятельности требуют от производителей услуг креативности и высокого уровня подготовки; в-третьих, высокой долей добавленной стоимости, вызванной низкой материало- и капиталоемкостью производства.

3. Значимость сектора интеллектуальных услуг для инновационного развития экономики проистекает также из существенного обратного влияния сервисных инноваций для потребителя. Оказание интеллектуальных услуг, адаптированных под нужды конкретного потребителя, невозможно без активного сопроизводства со стороны пользователя, и в ходе такого сопроизводства заказчик улучшает понимание как своих собственных потребностей, так и возможностей производителей услуг. Кроме того, знаниеемкость услуг требует от потребителя определенной квалификации при пользовании услугами, при отсутствии надлежащей квалификации услуга оказывается невоспринимаемой. Улучшение адаптационной способности в процессе пользования услугами также повышает квалификацию заказчиков.

4. Эффективность обратного влияния сектора интеллектуальных услуг на потребителей зависит от опытности последних. Неопытный потребитель рассматривает доступные ему интеллектуальные услуги как бы через мутное стекло, мешающее различать индивидуальные особенности услуг. Эффект «мутного стекла» заставляет начинающего пользователя принимать услуги за однородные, хотя на самом деле они диверсифицированы. Поэтому спрос неопытных потребителей имеет гомогенный характер, и в данном сегменте рынка преобладает обычная ценовая конкуренция.

5. Приобретение опыта пользования услугами зависит скорее не от интенсивности пользования одной и той же услугой, а от участия в сопроизводстве разных видов услуг. Опытный потребитель, пользовавшийся количеством услуг выше среднего, не подвержен эффекту «мутного стекла», понимает разницу между услугами различных производителей и начинает больше ценить индивидуальный характер услуг, нежели их стоимость. В сегменте опытных потребителей господствует конкуренция качества.

6. Кризис вызвал уход из сектора прежде всего неопытных заказчиков. В тех сегментах, где доля ушедших клиентов оказалась особенно высока, выросла доля опытных пользователей, в результате чего увеличилась эффективность сопроизводства услуг, и возросла роль конкуренции качества.

7. До кризиса все компании сектора услуг были нацелены на расширение бизнеса, при этом четко прослеживались доминирующие стратегии. Крупные компании пользовались преимуществом экономии от масштаба, производя большую долю типовых услуг и ориентируясь на неопытных заказчиков, либо таких, кто ценил репутацию исполнителя выше качества услуг. Средние же компании производили услуги более высокого уровня индивидуализации, что давало им преимущество в конкуренции качества, и потому их целевым сегментом были скорее опытные потребители.

8. Кризис внес существенные изменения в стратегические планы компаний сектора интеллектуальных услуг. Во-первых, горизонт планирования сократился с двух лет до года максимум. Во-вторых, целый ряд компаний сектора вместо расширения нацелился на сокращение или даже прекращение бизнеса. В-третьих, исчезли доминирующие стратегии, крупные и мелкие компании пытаются работать на всех сегментах, используя как интенсивные, так и экстенсивные способы расширения деятельности.

Публикации по проекту:


Дорошенко М. Е., Березин И. С., Виноградов Д. В., Сидорова Н. Б., Суслов А. Б. Интеллектуальные услуги в России / Рук.: М. Е. Дорошенко. М. : Беловодье, 2010.
Дорошенко М. Е. Кризисные стратегии в секторе интеллектуальных услуг // Форсайт. 2010. Т. 4. № 1. С. 64-73.

См. также

Роль внешнеэкономических связей в формировании несырьевого (инновационного) сектора российской экономики. Геоэкономический подход

Разработка концепции создания автоматизированной системы учета и мониторинга объектов культурного наследия и культурных ценностей в рамках обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе в использованием сети Интернет

Мониторинг инновационной активности предприятий

Инновационное поведение населения

Разработка системы статистических показателей для моделирования влияния науки и инноваций на экономический рост и международный сравнительный анализ уровня развития инновационных систем

Разработка методологии анализа инновационной деятельности в экономике

Сопоставительный анализ развития науки и инноваций в России и странах-членах ОЭСР

Ключевые слова