• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Socio-economic and pedagogical analysis of unsatisfactory results of the Unified State Examination. Analysis of the gap between the reading literacy of Russian schoolchildren at different stages of education

2009
Department: Centre for Financial and Economic Decisions in Education

Research targets: 1. Schools participating in PIRLS-2006. 2. Schools that demonstrated extremely high / poor results in PIRLS-2006.

PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study international project – is a monitoring study, organized by the IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). The study compares the level and quality of reading and text understanding by elementary school students in different countries of the world and determines differences in national education systems. The research assesses two types of reading that are most frequently used by students in their school studies and outside school: reading to acquire reading literary experience and reading to acquire and use information. In 2006, the study involved 40 countries, including Russia.

PISA – Programme for International Student Assessment. International comparative study organized by the IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). The study assesses functioning literacy of 15-year old students in the areas of reading, mathematics and natural sciences. In 2006, the study involved 57 countries, including Russia.

Objectives of the research:

1) To follow the dynamics of reading literacy development among Russian schoolchildren in elementary and middle schools, determine possible reasons for the conflict between high results in PIRLS and poor results in PISA.

2) To determine a list of reasons for unsatisfactory results in the unified state examination: evaluation of the contribution of emotional-motivating characteristics of students, family characteristics, school characteristics etc.

3) To develop approaches and models of rendering assistance to the schools for which the problem of improving education quality is especially acute. Solving this problem would ensure equal access to high-quality basic education.

Recent studies have demonstrated that with the prevailing impact of family rather than school education resources on child’s educational achievements (which is especially true for Russia), schools are able to improve educational results in reading literacy through setting the right tasks and educational strategies. Still, most Russian schools do not take advantage of these opportunities adequately. This has been attributed to the attitudes of main participants of the educational process as well as to specifics of teaching techniques. Small or inadequate activity of the middle school results in the absence of progressive development of schoolchildren’s reading competence from the start to the end of the middle school, which is registered by the results of comparative international studies (PIRLS, TIMSS and PISA).

As part of the research, we have made:

I. Qualitative analysis and comparisons of the text types and questions used for testing understanding of texts used in the PIRLS and PISA studies. Based on the available tools of PIRLS and PISA studies, we have developed a unified test for students of the 4th, 6th and 8th grades that determines the level of their reading skills that are the focus of the PIRLS as well as PISA studies. In addition, we have conducted a quantitative analysis of task distribution in school textbooks in the most frequently used programs for elementary schools in terms of forming reading skills tested by PIRLS.

The results of the study demonstrated that in terms of reading skills measured using a method that combines the PIRLS and PISA tests:

1) the 6th grade does not differ from the 4th grade in terms of understanding information texts.

2) the 9th grade differs considerably from the 4th grade and the 6th grade, however accumulation of reading literacy during five years of education is modest: from 5% to 16% for some indicators (see charts 3 and 5).

We have demonstrated that two years of education in the Russian middle school (grades 5-6) do not have a significant effect on schoolchildren’ ability to understand information texts. The 9th grade differs substantially from the 4th grade, however accumulation of reading literacy over these five years is insignificant. The results make the problem of textbook quality and the ways to use them in education process especially acute.

II. Quantitative analysis of task distribution in textbooks. We have drawn the following conclusions.

1. The structure of tasks in most Russian textbooks devoted to the world around predominantly include tasks that check the skill of finding specific information in the form of direct reproduction.

2. Textbooks devoted to literary reading include tasks for all groups of skills.

3. Textbooks devoted to the world around are characterized by a high proportion of tasks that don’t have enough information in the text and don’t have references to additional sources of information, which can make the situation frustrating for schoolchildren.

4. Information provided in Russian manuals (both for the world around and literary reading) is distinguished by uniqueness of interpretation and absence of decision making across the text.

5. Textbooks in literary reading are mostly oriented towards stimulating readers to form and defend their own position. Textbooks devoted to the world around are primarily targeted at reproduction of the author’s position rather than creative assimilation of various ideas (pluralism).

III. Studying the results of State Unified Examination led to the following conclusions.

1. Higher results in mathematics are demonstrated during in the State Unified Examination by graduates from two-parent families, while the results in the Russian language among graduates from two-parent and single-parent (mother-led) families do not differ. The risk group in terms of SUE results include father-led single-parent families and no-parent families. Graduates that are only children post better results than graduates with siblings. No relation was registered between absence/presence of grandparents and SUE results. These regularities are confirmed by samples from two pilot regions. The sample from Pskov Region differs in terms of several parameters.

2. Higher SUE results in mathematics and the Russian language are demonstrated by graduates from full schools (middle school + high school) whose parents have a higher education. Moreover, in families where one parent has higher education, regardless of the education level of the other parent, SUE results are usually above average. Similar results obtained from the sample of night school graduates confirm this pattern. The group of risk in terms of SUE results consists of graduates from low-education level parents (including families when one of the parents has low level of education regardless of the education level of the other parent) (up to the 9th grade), which is especially evident in mathematics.

3. We note clusters of schools that demonstrate poor results based on similar problems in management, human resources, organization of the teaching process and cohorts. In the most disadvantaged groups, these problems are registered in a package.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСоциально-экономический и педагогический анализ неудовлетворительных результатов ЕГЭ. Анализ причин разрыва в грамотности чтения российских школьников на разных ступенях обучения

Социально-экономический и педагогический анализ неудовлетворительных результатов ЕГЭ. Анализ причин разрыва в грамотности чтения российских школьников на разных ступенях обучения

2009

Объект исследования:
1) школы, участники PIRLS-2006;
2) школы, показавшие крайне высокие / низкие результаты в PIRLS-2006.

PIRLS– Progress in International Reading Literacy Study (Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста») – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. В 2006 году в исследовании приняли участие 40 стран, в том числе и Россия.

PISA – Programme for International Student Assessment. Международное сопоставительное исследование, организованное  Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Проверяет функциональную грамотность 15-летних учащихся, в области чтения, математики и естествознания. В 2006 году в исследовании приняли участие 57 стран, в том числе и Россия.

Цели работы:

1) Проследить динамику становления читательской грамотности российских школьников в начальной и основной  школе, определить возможные причины возникновения противоречия между высокими результатами в PIRLS и низкими результатами в PISA.

2) Определить перечень причин неудовлетворительных результатов единого государственного экзамена: оценка вклада эмоционально-мотивационных  характеристик учащихся, семейных характеристик, характеристик школы и др.

3) Разработать подходы и модели оказания помощи школам, перед которыми наиболее остро стоит задача повышения качества образования, что позволит решить проблему обеспечения равенства доступа к качественному общему образованию.

Недавние исследования показали, что при преобладающем влиянии семейных, а не школьных образовательных ресурсов на учебные достижения ребенка (что в России особенно ярко выражено), школы имеют возможность улучшать образовательные результаты в грамотности чтения за счет правильно выбранных целей и учебных стратегий. Тем не менее, подавляющее большинство российских школ не использует свои возможности в достаточной мере. Это связано как с установками основных участников образовательного процесса, так и с особенностями  применяемых методик обучения. Малая или неадекватная активность основной школы приводит к отсутствию поступательного развития читательской компетентности школьников между началом и концом основной школы, что отчетливо зафиксировано данными сравнительных международных исследований (PIRLS, TIMSS и PISA).

В ходе исследования проведен:

I. Качественный анализ и сопоставление типов текстов и вопросов на понимание текстов, использованных в исследованиях PIRLS и PISA. С опорой на открытый инструментарий исследований PIRLS и PISA разработан единый тест для учащихся 4-х,6-х и 8-х классов, позволяющий выявить  уровень развития читательских умений, стоящих в центре внимания как исследования  PIRLS, так и PISA. Дополнительно, проведен количественный анализ распределения заданий в учебных пособиях по наиболее распространенным программам для начальной школы с точки зрения формирования читательских умений, проверяемых в PIRLS.

Результаты исследования показали, что измеренная с помощью методики, построенной как гибрид тестов PIRLS и PISA, читательская грамотности учеников 4-ых, 6-ых и 9-ых классов обнаруживает следующее:

      •  6-ой класс не отличается от 4-ого по уровню понимания информационных текстов;
      • 9-ый класс значимо отличается и от 4-ого, и от 6-ого, однако «накопление» читательской грамотности за пять лет обучения весьма скромно: от 5% до 16% по отдельным показателям.

Два года обучения в российской основной школе (5-6 класс) ничего не изменяют в способности школьников понимать информационные тексты. 9 класс значимо отличается и от 4-ого, однако «накопление» читательской грамотности за пять лет обучения весьма незначительно. Эти результаты остро ставят проблему качества учебников и способов их использования в учебном процессе.

II. Количественный анализ распределения заданий в учебных пособиях. Сделаны следующие выводы.

1. В структуре заданий большинства отечественных пособий по окружающему миру преобладают задания, проверяющие   такое умение, как поиск конкретных сведений в форме их прямого воспроизведения.

2. В учебниках по литературному чтению гармонично представлены задания на все группы умений.

3. Учебные пособия по окружающему миру отличает высокий процент заданий, для которых недостаточно информации в тексте, при отсутствии ссылок на дополнительные источники информации, что может создать фрустрирующую для школьника ситуацию.

4.Тексты отечественных пособий (как по окружающему миру, так и по литературному чтению) отличает однозначность, отсутствие выбора решения по тексту.

5. Пособия по литературному чтению в большей степени ориентированы на побуждение читателя к формулированию и аргументации собственной точки зрения.  Пособия по окружающему миру ориентированы, скорее, на воспроизводство авторской позиции, а не творческое усвоение различных идей (плюрализм).

III. Исследование результатов ЕГЭ  позволило получить следующие выводы.

1. Более высокие результаты ЕГЭ по математике показывают выпускники из полных семей, результаты ЕГЭ по русскому в полных семьях и в семьях, где есть только мать, по результатам не различаются. Группу риска по результатам ЕГЭ составляют семьи, где выпускник живёт только с отцом или родители отсутствуют. Выпускники, являющиеся единственными детьми в семье, показывают относительно более высокие результаты, чем выпускники, у которых имеются братья и (или) сёстры. Наличие  и отсутствие бабушек и (или) дедушек с результатами ЕГЭ связи не показываю. Данные закономерности подтверждаются при проверке на выборках двух пилотных регионов. Выборка Псковской области отличается по ряду позиций.

2. Более высокие результаты ЕГЭ как по математике, так и по русскому языку показывают выпускники полных средних школ, чьи родители имеют более высокий уровень образования. Более того, в семьях, где один из родителей имеет высшее образование, независимо от уровня образования другого родителя, результаты ЕГЭ оказываются выше среднего их значения. Аналогичные расчеты, проведенные на выборке выпускников вечерних школ, в целом подтверждают эти закономерности. Группу риска по результатам ЕГЭ  составляют выпускники из семей с низким уровнем образования родителей (в том числе – с низким уровнем образования одного из родителей независимо от уровня образования другого) (9 классов и ниже), особенно заметно их отставание по математике.

3. Выделяются кластеры школ, имеющих низкие результаты, на основании общих для них проблем в управлении, кадрах, организации учебного процесса и контингенте. В наиболее неблагополучном кластере школ эти проблемы присутствуют в комплексе.

См. также

Комплексный анализ влияния разных групп факторов на результаты ЕГЭ и социально-экономических и педагогических эффектов введения ЕГЭ

Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция

Исследование экономической стратификации вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии вузов (переход в АУ) и изменения итоговой аттестации выпускников школ (переход к обязательному ЕГЭ).

Динамика качества учебных достижений в основной школе: причины и последствия

Организация школ и интеграция учащихся: проблемы социальной дифференциации и этнической сегрегации в школах РФ

Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений

Система тестирования в США, Великобритании, Китае и единый государственный экзамен в России

Ключевые слова