• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСоциально-экономический и педагогический анализ неудовлетворительных результатов ЕГЭ. Анализ причин разрыва в грамотности чтения российских школьников на разных ступенях обучения

Социально-экономический и педагогический анализ неудовлетворительных результатов ЕГЭ. Анализ причин разрыва в грамотности чтения российских школьников на разных ступенях обучения

2009

Объект исследования:
1) школы, участники PIRLS-2006;
2) школы, показавшие крайне высокие / низкие результаты в PIRLS-2006.

PIRLS– Progress in International Reading Literacy Study (Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста») – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. В 2006 году в исследовании приняли участие 40 стран, в том числе и Россия.

PISA – Programme for International Student Assessment. Международное сопоставительное исследование, организованное  Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Проверяет функциональную грамотность 15-летних учащихся, в области чтения, математики и естествознания. В 2006 году в исследовании приняли участие 57 стран, в том числе и Россия.

Цели работы:

1) Проследить динамику становления читательской грамотности российских школьников в начальной и основной  школе, определить возможные причины возникновения противоречия между высокими результатами в PIRLS и низкими результатами в PISA.

2) Определить перечень причин неудовлетворительных результатов единого государственного экзамена: оценка вклада эмоционально-мотивационных  характеристик учащихся, семейных характеристик, характеристик школы и др.

3) Разработать подходы и модели оказания помощи школам, перед которыми наиболее остро стоит задача повышения качества образования, что позволит решить проблему обеспечения равенства доступа к качественному общему образованию.

Недавние исследования показали, что при преобладающем влиянии семейных, а не школьных образовательных ресурсов на учебные достижения ребенка (что в России особенно ярко выражено), школы имеют возможность улучшать образовательные результаты в грамотности чтения за счет правильно выбранных целей и учебных стратегий. Тем не менее, подавляющее большинство российских школ не использует свои возможности в достаточной мере. Это связано как с установками основных участников образовательного процесса, так и с особенностями  применяемых методик обучения. Малая или неадекватная активность основной школы приводит к отсутствию поступательного развития читательской компетентности школьников между началом и концом основной школы, что отчетливо зафиксировано данными сравнительных международных исследований (PIRLS, TIMSS и PISA).

В ходе исследования проведен:

I. Качественный анализ и сопоставление типов текстов и вопросов на понимание текстов, использованных в исследованиях PIRLS и PISA. С опорой на открытый инструментарий исследований PIRLS и PISA разработан единый тест для учащихся 4-х,6-х и 8-х классов, позволяющий выявить  уровень развития читательских умений, стоящих в центре внимания как исследования  PIRLS, так и PISA. Дополнительно, проведен количественный анализ распределения заданий в учебных пособиях по наиболее распространенным программам для начальной школы с точки зрения формирования читательских умений, проверяемых в PIRLS.

Результаты исследования показали, что измеренная с помощью методики, построенной как гибрид тестов PIRLS и PISA, читательская грамотности учеников 4-ых, 6-ых и 9-ых классов обнаруживает следующее:

      •  6-ой класс не отличается от 4-ого по уровню понимания информационных текстов;
      • 9-ый класс значимо отличается и от 4-ого, и от 6-ого, однако «накопление» читательской грамотности за пять лет обучения весьма скромно: от 5% до 16% по отдельным показателям.

Два года обучения в российской основной школе (5-6 класс) ничего не изменяют в способности школьников понимать информационные тексты. 9 класс значимо отличается и от 4-ого, однако «накопление» читательской грамотности за пять лет обучения весьма незначительно. Эти результаты остро ставят проблему качества учебников и способов их использования в учебном процессе.

II. Количественный анализ распределения заданий в учебных пособиях. Сделаны следующие выводы.

1. В структуре заданий большинства отечественных пособий по окружающему миру преобладают задания, проверяющие   такое умение, как поиск конкретных сведений в форме их прямого воспроизведения.

2. В учебниках по литературному чтению гармонично представлены задания на все группы умений.

3. Учебные пособия по окружающему миру отличает высокий процент заданий, для которых недостаточно информации в тексте, при отсутствии ссылок на дополнительные источники информации, что может создать фрустрирующую для школьника ситуацию.

4.Тексты отечественных пособий (как по окружающему миру, так и по литературному чтению) отличает однозначность, отсутствие выбора решения по тексту.

5. Пособия по литературному чтению в большей степени ориентированы на побуждение читателя к формулированию и аргументации собственной точки зрения.  Пособия по окружающему миру ориентированы, скорее, на воспроизводство авторской позиции, а не творческое усвоение различных идей (плюрализм).

III. Исследование результатов ЕГЭ  позволило получить следующие выводы.

1. Более высокие результаты ЕГЭ по математике показывают выпускники из полных семей, результаты ЕГЭ по русскому в полных семьях и в семьях, где есть только мать, по результатам не различаются. Группу риска по результатам ЕГЭ составляют семьи, где выпускник живёт только с отцом или родители отсутствуют. Выпускники, являющиеся единственными детьми в семье, показывают относительно более высокие результаты, чем выпускники, у которых имеются братья и (или) сёстры. Наличие  и отсутствие бабушек и (или) дедушек с результатами ЕГЭ связи не показываю. Данные закономерности подтверждаются при проверке на выборках двух пилотных регионов. Выборка Псковской области отличается по ряду позиций.

2. Более высокие результаты ЕГЭ как по математике, так и по русскому языку показывают выпускники полных средних школ, чьи родители имеют более высокий уровень образования. Более того, в семьях, где один из родителей имеет высшее образование, независимо от уровня образования другого родителя, результаты ЕГЭ оказываются выше среднего их значения. Аналогичные расчеты, проведенные на выборке выпускников вечерних школ, в целом подтверждают эти закономерности. Группу риска по результатам ЕГЭ  составляют выпускники из семей с низким уровнем образования родителей (в том числе – с низким уровнем образования одного из родителей независимо от уровня образования другого) (9 классов и ниже), особенно заметно их отставание по математике.

3. Выделяются кластеры школ, имеющих низкие результаты, на основании общих для них проблем в управлении, кадрах, организации учебного процесса и контингенте. В наиболее неблагополучном кластере школ эти проблемы присутствуют в комплексе.

См. также

Комплексный анализ влияния разных групп факторов на результаты ЕГЭ и социально-экономических и педагогических эффектов введения ЕГЭ

Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция

Исследование экономической стратификации вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии вузов (переход в АУ) и изменения итоговой аттестации выпускников школ (переход к обязательному ЕГЭ).

Динамика качества учебных достижений в основной школе: причины и последствия

Организация школ и интеграция учащихся: проблемы социальной дифференциации и этнической сегрегации в школах РФ

Обеспечение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений

Система тестирования в США, Великобритании, Китае и единый государственный экзамен в России

Ключевые слова