• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентоспособность российского высшего образования

2009

Нарастающие последствия экономического спада начинают сказываться на социальных процессах, и государство уже заявило о ряде шагов по нейтрализации негативных воздействий в этой сфере. Эти шаги, однако, сосредоточены сейчас на том секторе социальной сферы, который непосредственно зависит от базовых экономических показателей (занятость, доходы населения) и практически не учитывают ситуации, которая может сложиться в относительно автономных секторах (образование, здравоохранение, культура), а также в системе фундаментальной и прикладной науки и инноваций.

Бюджетный характер этих отраслей экономики в России создает устойчивую иллюзию их будущего благополучия на фоне сокращения рыночного спроса и возможной несостоятельности многих коммерческих фирм. Более того,  социальные (бюджетные) отрасли рассматриваются как «убежище» работников, временно ставших излишними на коммерческих предприятиях, а «занятость через образование» - как одна из ключевых мер смягчения ситуации на рынке труда.

Не подвергая сомнению саму по себе необходимость применения таких мер, надо учитывать, что отсутствие анализа специфических рисков в секторах образования и учета их в антикризисной политике может привести к снижению конкурентоспособности российского высшего образования и неэффективности антикризисной политики в целом.

Цель работы:

1. Анализ воздействия экономического кризиса на российскую систему образования при различных сценариях развития кризиса.

2. Определение и анализ основных этапов и тенденций образовательной политики и развития отечественного образования, с выявлением опыта и уроков этого развития для современной политики и практики образования.

3. Анализ конкурентных позиций ведущих экономических вузов России.

4. Анализ международного опыта развития университетов.

Исследование базировалось на предположении, что конкурентоспособность российского высшего образования зависит от антикризисной политики, которая имеет две цели:

  • смягчить неблагоприятные эффекты падения экономической активности для тех слоев населения, которые могут наиболее сильно пострадать;
  • сохранить и развить потенциал экономики для будущего роста.

Если упомянутые выше подходы реализуют первую, «охранительную», цель, то для реализации второй цели нужен совсем другой ракурс рассмотрения образования. Образование – коренной элемент «новой экономики», построенной на инновациях и креативном труде. Таким образом, кризис – это не только ухудшение текущего состояния экономики. Для образования – это еще и кризис реформы.

Информационной базой исследования явились статистические данные, характеризующие состояние системы российского образования и его финансирование из бюджетных и иных источников, законодательство в области образования, бюджетное законодательство, документы, определяющие направления развития российской системы образования и социально-экономического развития России, демографический прогноз,  данные мониторинга экономики образования, научная литература, экспертные оценки, данные международных сопоставительных исследований, ведомственные издания, архивные материалы, пресса и другие печатные издания, эпистолярные и мемуарные источники, сайты вузов.

Результаты исследования:

  • определены и проанализированы основные этапы и тенденции образовательной политики и развития отечественного образования (в XIX – начале XX века) с выявлением опыта и уроков этого развития для современной политики и практики образования;
  • подготовлен доклад с описанием наиболее вероятных сценариев кризиса и основных факторов, которые могут оказать влияние на развитие российской системы образования;
  • проанализировано влияние кризисных факторов отдельно для каждого уровня образовательной системы и предложены варианты политики для снижения рисков;
  • проведен сравнительный анализ позиций ведущих экономических вузов России на основе количественных аккредитационных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности учебных заведений;
  •  определены проблемы в реализации основных направлений Болонского процесса в России через сравнение с достижениями других европейских государств, а также через соотнесение реального прогресса с целевыми показателями Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.;
  • проведен анализ международного опыта стратегического управления, организации и развития университетов, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных проектов и задачи регионального развития.

См. также

Детерминанты конкурентоспособности на уровне отраслей и предприятий

Анализ влияния уровней цен и тарифов естественных монополий на конкурентоспособность базовых отраслей промышленности

Альтернативные варианты развития российского образования на среднесрочную перспективу при различном ресурсном обеспечении

Экономическая ценность профессий

Структурные преобразования и конкурентоспособность экономических агентов

Анализ конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке в период с 1999 года по 2009 год. Сравнительная динамика цен производителей отечественных товаров и контрактных импортных цен на важнейшие виды продукции

Исследование и анализ состояния российской промышленности и разработка рекомендаций и предложений по выбору приоритетных направлений государственной экономической политики с целью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста обрабатывающей промышленности в Российской Федерации

Ключевые слова