• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция

2009

Проект посвящен изучению образовательных и социальных траекторий школьников. Сочетание количественных методов (анкетные опросы) и качественных методов (интервью) позволило собрать уникальную информацию об образовательной ситуации в Санкт-Петербурге и Приозерском районе. Работа построена вокруг изучения локальных образовательных систем (района в области, городских районов в городе), поскольку, во-первых, предварительные данные позволяют утверждать, что образовательный выбор укоренен в локальных возможностях; во-вторых, только такой подход позволяет понять, как происходит выбор школы.

В фокусе внимания исследователей находятся две группы:

  • выпускники 9-го класса, которые вместе со своими родителями принимают важное образовательное решение, определяющее их дальнейшую социальную траекторию
  • дети мигрантов, которые адаптируются к принимающему сообществу в первую очередь через образовательную систему и этнические сообщества.

Цели исследования:

  1. разработать подход и инструментарий для изучения образовательного выбора в школе, который можно было бы использовать во всероссийском масштабе;
  2. описать процессы инкорпорации и ассимиляции через образование мигрантов, прибывающих в Россию.

Ключевые теоретические установки данного исследовательского проекта почерпнуты из нескольких моделей. Одна из таких моделей – вариант теории рационального выбора, предложенный социологами из Мангейма (Frame Model Selection Хартмута Эсера и его учеников). Родители и дети имеют некоторые проекты будущего, в соответствии с которыми выстраивают собственные стратегии. Эти проекты формируются в зависимости от ценностей и установок. Во вторую очередь, уже в рамках совершенного ценностного выбора, индивид совершает рациональные расчеты и действия. В таком контексте вновь приобретает важное значение висконсинская модель достижения статуса, формирования образовательного выбора и траекторий социальной мобильности Уилльяма Сьюэлла и его коллег, в которую они ввели такие социально-психологические факторы, как образовательные притязания и влияние окружения.

В отношении детей мигрантов исходной теоретической посылкой была теория сегментной ассимиляции Алехандро Портеса и Минь Жу. В традиционной модели ассимиляции мигрантов принимающая страна и мигранты представлены как  недифференцированные целостности. Теория сегментной ассимиляции утверждает, что существует множество путей, которыми мигрант интегрируется в принимающее общество и эти пути зависят от сочетания исходного социально-экономического статуса и ресурсов мигранта и местных социальных групп, образующих контекст интеграции. В нашей интерпретации эта теория, с одной стороны, указывает на возможности выбора (группового и индивидуального) путей интеграции и ассимиляции, и, с другой стороны, обращает внимание исследователей на значении ценностей и роли значимых других в формировании образовательного выбора и траектории социальной мобильности.

Изучение образовательного выбора на рубеже 9-го класса проводилось в одном из районов Ленинградской области. Изучение  детей мигрантов – в двух районах города в школах заметным присутствием учеников из семей мигрантов.

Чтобы развить содержательное понимание процесса образовательного выбора, проводился анализ качественных данных. В результате были построены социологические модели выбора, учитывающие поэтапно выбор фрейма (модели восприятия/определения ситуации), выбор сценария (метода получения желаемого образования) и выбор действия (первый шаг к получению жалеемого образования).

В результате анализа опросных данных по девятиклассникам и их родителям (на примере одного района Ленинградской области) были построены статистические модели образовательного выбора. Среди множества переменных, влияющих на образовательные цели и пути их достижения, наиболее значимыми оказываются притязания родителей и детей. Притязания являются главным фактором, опосредующим влияние социально-экономического статуса и других базовых характеристик индивида и домохозяйства в представлении о желаемом будущем.

Притязания девятиклассников определяют в наибольшей степени конечную образовательную цель. Высшее образование в настоящее время становится массовым и широко присутствует в качестве идеальной цели у многих учеников, в том числе и в случаях, когда непосредственные ожидания и образовательные выборы оказываются не такими высокими – школьник в действительности собирается получать рабочую специальность.

Если конечная образовательная цель формируется в соответствии с высоким уровнем притязаний, то при выборе путей достижения этой цели становится особенно важной реалистическая оценка возможностей школьника и его семьи. На наших данных статистически доказано, что выбор образовательной стратегии зависит от семейных ресурсов. В семьях с высоким уровнем образования родителей предпочитают поступление в вуз после 11 класса школы. Семьи, в которых родители имеют меньший уровень образования и обладают меньшим социальным капиталом, предпочитают стратегию поступления в колледж с последующим переводом в какой-либо вуз, ассоциированный с колледжем. В таком случае выбор колледжа определяется его ассоциацией с вузом и обещаниями возможности перевода при успешном обучении.

 Анализ взаимодействия мигрантов со школой показывает, что школа является важнейшим механизмом адаптации мигрантов, хотя следует учитывать, что посещение школы не является единственно возможным жизненным сценарием для детей мигрантов школьного возраста: некоторые дети вообще не посещают школу или на время прерывают обучение, а затем возвращаются в школу. Механизм адаптации через школу воздействует не только на детей из семей трудовых мигрантов, но и на их родителей. Школа является пространством, в котором мигранты встречаются с «официальным» миром. Основная проблема детей мигрантов в школе - это плохое знание русского языка. Стратегии адаптации связаны с возрастом ребенка на момент переезда и степенью интегрированности в российскую социальную среду, а также от опыта социализации детей. Чем больше интегрированность детей в российский контекст, которая, как правило, происходит через посещение российского детского сада или хотя бы начальной школы, тем больше вероятность того, что адаптация в школьную среду будет проходить легче и быстрее.