• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования человеческого поведения в задачах коллективного выбора

2009

В настоящее время экспериментальная экономика является одним из наиболее быстро развивающихся направлений фундаментальных исследований в современной экономической науке. Актуальность и востребованность применения экономических экспериментов обоснованы эффективностью эмпирического тестирования предсказаний существующих экономических моделей в теоретически недвусмысленных условиях, а в ряде случаев и единственным возможным способом проверить такие модели. Лабораторные эксперименты позволяют по-новому посмотреть на существующие в теории модели поведения и являются инструментом для построения новых моделей, обладающих более высокой объясняющей способностью в свете накопленных экспериментальных фактов.
Объектом исследования является человеческое поведение в задачах индивидуального и коллективного выбора.
Цель работы - проверка теоретических предсказаний поведенческих моделей и их дальнейшее развитие.

В рамках проекта экспериментальные методы использовались для изучения человеческого поведения в задачах коллективного и индивидуального выбора по трем основным направлениям:

1.  теория обобщенных индексов влияния в задачах голосования;

2.  факторы кооперативного поведения в задачах на добровольные взносы в создание общественных благ;

3.  модели поведения в двусторонних торгах.

В результате исследования был получен ряд оригинальных научных результатов, проверяющих и подтверждающих целый класс теоретических поведенческих моделей, в том числе разработанных участниками исследовательского коллектива.

Во-первых, был поставлен и проведен первый в России эксперимент в области измерения влияния участников в задачах голосования, который не только подтвердил ранее полученные результаты, но и показал недостаточность ранее существовавших методик и подходов к анализу такого рода задач. Выявлено два рода факторов, оказывающих ключевое влияние на поведение участников голосования. Первым из них являются индивидуальные предпочтения (или явные модификаторы), которые изменяют стимулы агентов к вступлению в те или иные коалиции, и учитываются с помощью обобщенных индексов влияния. Исследование показало, что обобщенные индексы влияния более адекватны, чем классические с описательной точки зрения. В понятие обобщенных индексов влияния, по-видимому, следует включать большую часть факторов принятия решений, которые считались несущественными в классической литературе, и тем не менее имеют большое значение на практике. В частности, даже малые значения таких модификаторов, приводящих к несущественному изменению платежей игроков, могут значительно исказить их стимулы к вступлению в те или иные коалиции.

Во-вторых, выявлена взаимосвязь между опытом участия в играх с общественными благами и поведением тех же игроков в других контекстах – в частности, в играх на доверие. Эти игры сравнительно хорошо изучены в мировой экспериментальной практике, что позволяет использовать их в качестве инструментов для изучения уровня кооперативности и разных детерминант кооперактивного поведения. Обнаруженный нами феномен позволяет говорить о новом механизме повышения уровня кооперативности – опыте коллективного взаимодействия, сравнительная значимость которого на фоне других возможных механизмов - такими, как знакомство с участниками группы, возможность коммуникации в преддверие эксперимента, наконец, применение наказания, - требует дальнейшего исследования.

В-третьих, исследованы ультимативные модели двусторонних торгов, и в частности, альтернативные объяснения высокого уровня кооперативности в таких задачах по сравнению с предсказаниями неоклассической экономической теории. Была подтверждена гипотеза о том, что «справедливые» предложения игроков обусловлены не только и не столько соображениями «справедливости», сколько своими собственными интересами, в частности, ожиданиями ответа оппонента. Кроме того, было установлено, что основными определяющими факторами при принятии решений являются уверенность в преимуществе силы своей позиции в сделке и ожидания участников о степени «несговорчивости» партнера. Таким образом, наблюдаемые в экономических экспериментах внешне «просоциальные» решения не могут рассматриваться как доказательство опровержения «аксиомы эгоизма» и модели «экономически рационального человека», хотя для количественной оценки и сопоставления такого рода факторов требуется дополнительный теоретический и экспериментальный анализ.

На основании полученных результатов в 2009 г., можно выделить следующие направления дальнейшего развития экспериментальных исследований и развития лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики:

  • разработка новых теорий и тестирование альтернативных поведенческих гипотез в свете полученных экспериментальных результатов в задачах голосования и в ультимативных торгах;
  • постановка и проведение экспериментов по моделям контекстно-зависимого выбора;
  • экспериментальное исследование факторов кооперативного поведения в задачах общественного выбора с наказанием;
  • экспериментальное исследование альтернативных моделей обучения;
  • постановка и проведение экспериментов по исследованию альтернативных механизмов аукционных торгов и контекстов.

Ожидаемым итогом дальнейшей деятельности лаборатории является развитие международного научного сотрудничества, включая совместные эксперименты со специалистами из других стран, проведение международных научных конференций и летних школ для молодых исследователей из России и зарубежных стран, а также публикации результатов исследований в международных реферируемых журналах.