• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСоциокультурные факторы экономического развития: разработка нового подхода к измерению и оценке влияния культур

Социокультурные факторы экономического развития: разработка нового подхода к измерению и оценке влияния культур

2009

Объект исследования: социокультурные факторы, способствующие экономическому развитию.
Основная цель исследования: разработка нового теоретико-методического подхода к исследованию влияния культуры на экономическое поведение.

Помимо основной цели исследование имело еще три дополнительных цели:

  1. оценка динамики ценностей россиян в период экономического кризиса;
  2. разработка и апробация методики исследования социально-экономического поведения
  3. сравнение ценностей россиян с ценностями представителей других стран.

В рамках исследования были проведены:  

  • социально-психологический опрос (424 респондента) с использованием методик измерения культурных и индивидуальных ценностей, социального капитала, а также разработанной авторами методики поведенческих сценариев для изучения социального и экономического поведения;
  • математико-статистический анализ баз данных международных исследований (Европейское социальное исследование (ESS) и Международная программа социальных опросов (ISSP);

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты.

1. Путем объединения подходов Р. Инглхарта и Ш. Шварца удалось создать более универсальные оси измерений, отражающие объективную и субъективную оценку развития стран по важнейшим для жизни человека и общества параметрам.

2. Проведен четвертый (с 1999 г.) замер динамики ценностей россиян по методике Ш. Шварца. Исследование позволило выявить рассогласование динамики ценностей на культурном и индивидуальном уровнях:

  • на культурном уровне выросла значимость ценностей «Принадлежности», «Иерархии», «Гармонии», т.е. ценностей, выражающих интересы группы,
  • на индивидуальном уровне продолжается рост значимости ценностей «Самоутверждения» (Self-Enhancement) и «Открытости изменениям»» (Openness to Change) (ценностей, выражающих интересы индивида).

В связи с этим можно предположить, что в условиях кризиса культурные ценности (ценности группы) стремятся к максимальной безопасности и сохранению, то есть коллективному выживанию, а на уровне индивида этот процесс сопровождается поиском индивидуальных стратегий выживания, которые опираются на ценности «Самоутверждения» (Self-Enhancement) и «Открытости изменениям»(Openness to Change). Возможно, такое рассогласование групповых и индивидуальных ценностей характеризует  динамику ценностных изменений культуры и личности в период кризиса.

3. На основе ситуационного подхода коллективом Лаборатории была разработана и апробирована новая методика для изучения социально-экономического поведения – «Методика сценариев социального и экономического поведения». Результаты апробации методики позволяют говорить о ее конструктной валидности.

  • Использование кластерного анализа шкал оценки ситуаций, представленных в методике, позволило разбить сценарии на две группы. Первая группа – ситуации социального и экономического поведения, которые негативно оцениваются большинством респондентов (коррупционные отношения или иерархическое давление  на подчиненных). При этом респонденты высоко оценивают типичность такого поведения в России, но выражают неготовность вести себя подобным образом. Вторая группа – ситуации социального и экономического поведения, которые очень позитивно оцениваются респондентами (забота руководителей о подчиненных, равноправные отношения, противодействие коррупции). Респонденты, помимо позитивной оценки, готовы воспроизводить те виды поведения, которые приводятся в ситуациях. Однако, данные ситуации оцениваются как нетипичные для российского социума.
  • Апробация методики показала, что типичные (иерархические) модели поведения в современной российской культуре оцениваются негативно, но при этом граждане иногда готовы вести себя подобным образом, что говорит о том, что они достаточно функциональны в современной России (высокие оценки по шкале «типичность»), «работоспособны» и поддерживаются существующей институциональной сферой общества.
  • Результаты анализа позволяют высказать предположение, что на уровне установок у россиян в настоящее время существует готовность к замене привычных (иерархических и коррупционных) моделей социального поведения на более эгалитарные и основанные на взаимном доверии и честности. Таким образом, результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют высказать предположение, что в обществе назрели социокультурные перемены: люди более позитивно оценивают нетипичные (эгалитарные) модели поведения, при этом готовность вести себя подобным образом еще невысока, что говорит о том, что необходимо создать предпосылки для большей типичности таких моделей поведения в виде социальных институтов, «подталкивающих» и поощряющих подобное поведение. 
  • Регрессионный анализ показал, что существует взаимосвязь ценностей (по Ш. Шварцу и Р. Инглхарту)  и оценок респондентами ситуаций социального и экономического поведения. В частности, было показано, что в основе иерархических отношений (использование  статуса для получения привилегий и т.п.),  лежат ценности «Традиция» и «Власть». Эти ценности положительно связаны с позитивной оценкой подобных ситуаций  и с  высокой готовностью действовать таким же образом.

Исследование российских ценностей в контексте международных сравнений показало, что внутри любой европейской страны, включая Россию, по величине консенсуса иерархии ценностей идентичны. Наибольшее согласие внутри всех европейских стран имеется вокруг высокой значимости ценностей «Заботы о людях и природе» (Self-Transcendence)  и низкой значимости ценностей «Самоутверждения» (Self-Enhancement), а меньшее согласие – вокруг ценностей, относящихся к «Открытости изменениям»» (Openness to Change) и «Сохранению» (Conservation). Ценности «Открытости изменениям» и «Сохранения» обладают, по-видимому, более высоким «солидаризирующим потенциалом» на глобальном или, во всяком случае, европейском уровне.

Регрессионный анализ, при котором контролируются социально-демографические характеристики респондентов, выявляет гораздо большие отличия российских трудовых ценностей от ценностей населения других стран. Это происходит в силу отличий социально-демографического состава России от других европейских стран. Разница в составе, как оказалось, смягчает ценностные отличия. По итогам регрессионных («очищенных») сравнений выясняется, что экономически активное население России опережает население почти всех европейских стран по значимости ценности высокого заработка, но в то же время отстает от него по выраженности всех остальных трудовых ценностей, в том числе и тех, что связаны со средствами и способами обеспечить этот высокий заработок.  Было проведено исследование, посвященное межстрановому сравнению страхов людей по поводу безработицы. Поскольку ключевой признак отношения к работе как к ценности – это опасение ее потерять, то указанные субъективные переживания тесно связаны с ценностным отношением к работе. В качестве ключевого индикатора использовался показатель «страха безработицы», который замерялся с помощью представительных опросов, проведенных в 2005 году в 24 странах Европы, Азии, Северной Америки и Австралии. Исследование показало, что интенсивность страха сильно варьирует как между странами, так и внутри стран между отдельными группами населения. При этом выраженность страха потерять работу у россиян – одна из наиболее сильных в мире.