• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационной активности предприятий

2009

В основу программы мониторинга  положены адаптированные к российским условиям методические подходы, разработанные в рамках межстранового сопоставительного обследования European Manufacturing Survey (EMS), обеспечивающие интеграцию в международный консорциум, объединяющий ведущие исследовательские центры европейских стран. Был также учтен опыт проведения других международных обследований инновационной активности.

Целью проекта «Мониторинг инновационной активности предприятий», осуществляемого в рамках Программы фундаментальных исследований ГУ–ВШЭ, является подготовка программы и организация мониторинга инновационной активности предприятий обрабатывающей промышленности и сферы услуг России (обследование–2009), включая:

  • измерение технологических, организационно-экономических и маркетинговых инноваций;
  • услуг, связанных с производством; оценку конкурентной среды и инновационных стратегий компаний;
  • источников и механизмов генерации инноваций, практик управления знаниями, интеллектуального капитала и т.п.

В соответствии с поставленной целью задачи включают:

  • формирование программы и инструментария мониторинга с использованием методических подходов EMS; конструирование модифицированной анкеты (обследования отечественных предприятий  реального сектора экономики) с учетом целей и задач мониторинга, а также национальной специфики развития инновационных процессов;
  • организацию обследования не менее 2000 предприятий России (1000 – обрабатывающей промышленности, 1000 – сферы услуг);
  • обработку и анализ полученных результатов;
  • оценку возможности использования полученных результатов для описания  и интерпретации параметров инновационных моделей (на уровне предприятий и организаций); изучения конкурентной среды и инновационных стратегий, источников и механизмов генерации инноваций, практик управления знаниями, интеллектуального капитала.

В России, как и в других странах, все более пристальное внимание уделяется поиску перспективных направлений, действенных форм и механизмов инновационной политики. Как показывает зарубежный опыт, в последние годы важнейшим этапом  на этом пути становятся комплексные специализированные мониторинговые исследования поведения предприятий реального сектора экономики как ключевых субъектов инновационной системы, которые проводятся на основе международно-сопоставимой информации, постоянного совершенствования методологических и методических подходов, привлечения новых источников данных. Это позволяет более четко выявлять спектр разнообразных проблем, ограничений, противоречий, перспектив развития (точек роста) национальных инновационных систем (НИС); разрабатывать обоснованные политические рекомендации; получать объективные оценки эффективности государственного регулирования в инновационной сфере.

Интерес, который данное обследование представляет для России, определяется в первую очередь тем, что в качестве его конечной цели выбрано обоснование направлений модернизации национальной промышленности государств–участниц на базе осуществления конкретными компаниями технологических, организационно-управленческих, маркетинговых инноваций. Это крайне актуально и для нашей страны, пытающейся закрепить свои позиции в группе лидеров мировой экономики. 

Основными результатами работы являются:

  • программа мониторинга инновационной активности предприятий обрабатывающей промышленности и сферы услуг  России;
  • результаты обследования инновационной активности предприятий и технологического уровня производства в обрабатывающей промышленности и сфере услуг в рамках межстранового  сопоставительного обследования EMS.

Мониторинг инновационной активности организаций реального сектора экономики  и его результаты являются известным и надежным инструментом изучения НИС, оценки  качества управления ее развитием,  доказавшим свою эффективность, как за рубежом, так и в России.

Его проведение  позволяет:

  • адаптировать к российским условиям современный исследовательский аппарат, позволяющий осуществлять комплексную оценку механизмов функционирования инновационной системы на базе новых источников информации, включая микроданные (на уровне предприятий и организаций);
  • расширить базу для  самых различных сопоставительных исследований в области инновационного развития России и европейских государств; присоединения страны к международным (межстрановым) сопоставительным проектам в такой важной для нее области, как технологический уровень и инновационная активность предприятий;
  • углубить на этой основе контакты с ведущими зарубежными экспертами в области НИС и  инновационной политики, а также получить независимые экспертные оценки полученных результатов; 
  • оценить возможности использования новых подходов (гипотез, моделей, индикаторов) для изучения инновационной активности  в российской экономике;  обеспечить  их  распространении в исследовательском и экспертном сообществе России;
  • расширить доказательную базу для обоснования направлений анализа эффективности государственной инновационной политики, в том числе в рамках антикризисной программы Правительства Российской Федерации. При этом акцент должен быть сделан на выявлении  возможных точек роста отечественной экономики, укрепления национальной инновационной системы страны  в послекризисный период за счет повышения инновационной активности предприятий и организаций.