• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов

2009

Объект исследования: образовательные и трудовые траектории выпускников школ и вузов. Предмет исследования: влияние факторов социального, экономического и иных контекстов на индивидуализацию и типизацию жизненных траекторий.
Целью настоящего проекта является разработка и инсталляция в России системы мониторинга жизненных (образовательных и трудовых) траекторий выпускников учебных заведений различного уровня – школ и вузов.

Необходимость создания такого мониторинга обусловлена основными направлениями стратегии модернизации российского образования, реализация которых должна привести к укреплению взаимодействия системы образования и рынка труда, повышению прозрачности образовательной среды как среды принятия решений, развитию эффективных региональных систем управления образованием, создания стратегической программы развития человеческих ресурсов.

Создание в России «системы трейсинга», которая призвана облегчить взаимодействие всех субъектов рынка образовательных услуг, восполнит существующий дефицит информации о типовых результатах школьного и вузовского образования, а также о стратегиях последующей индивидуализации образовательных и карьерно-профессиональных (трудовых) траекторий. Такая система предоставит наиболее полную и надежную информацию о перспективах профессионального роста, последующих жизненных траекториях, жизненных шансах и социальной мобильности выпускников различных школ и вузов.

Таким образом, поставленная задача разработки мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников вузов, является задачей создания трейсинг-мониторинга – комплекса мер, позволяющих средствами социологического измерения отслеживать изменения в траекториях школ и выпускников вузов разных лет выпуска.

По итогам работы была создана развернутая концепция лонгитюдного мониторинга жизненных (образовательных и трудовых) траекторий выпускников школ и вузов. Разработан инструментарий, включающий в себя психологический опросник, анкеты, гайды фокус-групп, экспертных и глубинных интервью.

Разработанная концепция и инструментарий позволяет подготовить и провести лонгитюдное мониторинговое исследование, по итогам которого будут:

  • выявлены и измерены наиболее типичные жизненные траектории выпускников учебных заведений различного уровня в трех пилотных регионах;
  •  дана оценка степени влияния экономических, социальных и психологических факторов становления образовательной и трудовой траектории;
  • дана оценка барьерам и ресурсам, затрудняющим / способствующим формированию успешных и неуспешных траекторий;
  • разработаны рекомендации в области эффективного управления карьерами в условиях экономической нестабильности и информационной непрозрачности.