• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Поколение "R". Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе

2009

Выполненная в рамках данного проекта работа является первым этапом по подготовке широкомасштабного исследования молодежи в европейской сравнительной перспективе.
Объект исследования: молодежь в возрасте 16-30 лет, средства массовой информации, государственные проекты и программы.
Цель работы: определение и уточнение базовых теоретико-методологических принципов изучения многообразия молодежных практик реаг(игнор)ирования на социальные и культурные процессы, сопровождающие экономический спад, а также молодежных ответов на целенаправленно формулируемые или случайно складывающиеся политики.

Задачи проекта:

  • вторичный анализ результатов близких по тематике данных российских и европейских проектов;
  • анализ статистических данных по теме проекта как в европейском, так и в российском контексте;
  • проведение пилотажного замера в Ульяновске, Казани и Санкт-Петербурге с использованием качественных и количественных методов.

На основе проведенного анализа источников, статистических данных и результатов пилотажного исследования рассмотрены особенности формулирования государственных молодежных программ. Проанализированы пространства и практики молодежного реагирования на кризис, уточнены гипотезы и разработаны принципы предстоящего исследования, а также рассмотрены возможности проведения на следующем этапе масштабного сравнительного европейского исследования. В качестве европейской перспективы сравнения был выбран анализ СМИ и государственных программ поддержки молодежи в Великобритании в период экономического спада.

Механизмы и эффекты конструирования поколений связано с  производством новой диспозиции дискурсивных сил, в которой молодежь наделяется особыми чертами в отличие от других поколений. В идентичности молодых людей происходят сдвиги, которые несут в себе потенциал для социальных, культурных, политических нововведений в последующие 30-40 лет. Кроме того, тема определения поколенческих особенностей молодежи на наднациональном уровне актуальна и значима, так как поднимает вопросы возможности «общего», «схожего» в условиях жизни или практиках молодежи разных стран. Мировой финансовый кризис – это глобально распространенный феномен, некий общий фон повседневности жизни миллионов людей, хотя и по-своему проявляющийся в условиях разных стран. 

Проведенное исследование подтвердило гипотезы о том, что антикризисные государственные программы и проекты, ориентированные на молодежь, оказываются малоэффективными, поскольку они описывают молодежную проблему, прежде всего, в терминах национальной безопасности. Отношение к молодежи как к ресурсной базе стабильности государственной системы приводит к тому, что во главу угла ставятся прагматические аспекты взаимодействия. Специальным фактором, который особенным образом формулировал ожидания к правительству, был объявленный в 2009 году «Год молодежи». Однако и это обстоятельство не изменило ситуацию. Основное пространство, в котором государство активно, – это патриотическое и нравственное воспитание молодежи с целью поддержания ее позитивного настроения и предотвращения ее радикализации. Эта тенденция, вероятно, сохранится. При этом мобилизация молодежи партийными структурами становится все более рискованным мероприятием и ведет к появлению новых напряженностей и недовольств политикой государства. В то же время, как показало разведывательное исследование и проделанный анализ вторичных данных и различных текстов, основные эффекты влияния экономического спада на молодежь лежат в области актуализации и обострения уже существовавших ранее проблем, таких как – молодежная безработица, ксенофобные настроения, отсутствие молодежной политики и т.п.

На данном этапе кризиса не менее значимым по последствиям, чем  рост безработицы среди молодежи, является активное производство дискурсов вокруг дискурса, в том числе вокруг темы влияния кризиса на молодежь. Иногда молодежь становится инструментом мифологизации кризиса в государственном и публичном дискурсе, иногда кризис становится инструментом мифологизации молодежи. Доминируют два взаимоисключающих дискурса:

(1) молодежь как оптимистичный субъект, не переживающий по поводу кризиса;

(2) молодежь как возможный источник деструктивного поведения (радикализации, падения нравственности, ксенофобных акций, ухода в агрессивные субкультуры или деструктивные религии и т.п.).

В свою очередь молодежь начинает производить ответные дискурсы. Один из наиболее популярных и устойчивых – это дискурс антикапитализма, который может стать консолидирующим ядром для солидарности молодежи из самых разных групп и слоев. Кроме этого, могут актуализироваться темы заброшенности молодежи, особенно на фоне не очень убедительных результатов «Года молодежи».

Данное исследование было первым этапом длительного масштабного проекта. Основной методологический фокус следующего этапа исследования – это  изучение культурных, социальных, политических интерпретаций (контекстов, смысловых и семантических полей) экономического статуса молодых людей. Планируется провести количественное и качественное исследование формирования поколенческих различий молодежи в условиях финансового кризиса в европейской перспективе.

 

Публикации по проекту:


Лукьянова Е. Л., Сабирова Г. А. "Кризис где-то и параллельно": особенности изучения молодёжи в условиях экономического спада // Социологические исследования. 2012. № 5. C. 79-88. 
Лукьянова Е. Л., Sabirova G. At any Given Time, There Is Crisis Somewhere. Characteristics of Young People Under the Conditions of the Economic Slump. // Russian Education & Society. 2013. Vol. 55. No. 9. P. 3-22.