• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование компетентностей взрослого населения (PIAAC)

2009

Исследование проводилось как часть международной программы оценки компетенций взрослых (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies, PIAAC), разработанной Организацией экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).
Объект исследования: подходы, методы, инструменты исследования компетенций. Цель:  разработать развернутую теоретическую концепцию программы международной оценки компетенций взрослых.

PIAAC представляет собой программу многоэтапной оценки навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в 23 странах мира. Помимо оценки общего уровня грамотности, способностей к математическому мышлению и навыков разрешения проблемных задач и ситуаций (problem solving), с помощью программы также планируется оценить степень развития других общих навыков, необходимых индивиду для успешного выполнения производственных задач, и собрать дополнительную информацию о его профессиональной карьере и других индивидуальных характеристиках.

Под компетентностью в рамках исследования понимался набор обусловливаемых контекстом когнитивных способностей, приобретаемых путем обучения и необходимых для того, чтобы успешно справляться с конкретными ситуациями и задачами в определенных областях. Предлагаемое рабочее определение компетентности не ограничивается навыками, необходимыми для успешного функционирования внутри учебного заведения, но стремится охватить способности и качества, важные для достижения успеха в профессии и жизни.

По итогам исследовательского проекта в России была создана развернутая концепция программы международной оценки компетенций взрослых, сформулированы основные подходы и требования к формированию тестовых материалов, необходимых для измерения грамотности чтения, математической грамотности и способности решения проблем в технологически насыщенной среде. Создана модель реализации эмпирического исследования.

Для реализации программы были разработаны два основных компонента – блок тестовых заданий, а также анкета основных характеристик.

Блок тестовых заданий призван оценить общий уровень грамотности, математической грамотности взрослого населения, а также их способности и навыки решения повседневных задач, формирующих основу для индивидуального профессионального роста (успешности на рынке труда) и развития других необходимых компетенций. Разработано определение грамотности, под которой понимается интерес, установка и способность индивида использовать соответствующим образом имеющиеся в распоряжении инструменты социокультурного взаимодействия, в числе которых современные цифровые технологии и средства коммуникации, получать, управлять, интегрировать и оценивать получаемую информацию, конструировать на ее основе новое знание, а также взаимодействовать с другими с целью более эффективного участия в жизнедеятельности общества. Анкета основных характеристик затронет такие аспекты жизни респондента, как: возможности образования во взрослом возрасте; проблемы перехода «от учебы к работе»; особенности участия в гражданской и общественной жизни общества; вопросы здоровья и проблемы здравоохранения; успех на рынке труда.

Использование наряду с тестами анкеты, позволит:

  • интегрировать в анализ ряд контекстуальных переменных, позволяющих определить наличие взаимосвязи между компетенциями и такими основополагающими переменными, как происхождение, экономическое положение, уровень образования и социальный статус респондента;
  • описать индивидуальные и институциональные механизмы, влияющие на изменения компетенций респондента;
  • описать показатели результативности (эффективности) респондента в терминах успешности на рынке труда и социального положения, и соотнести их как с контекстуальными переменными, так и с механизмами, влияющими на изменение компетенций респондента.

Разработанная концепция программы международной оценки взрослых позволяет подготовить и провести крупномасштабное международное полевое исследование, по итогам которого:

  • будут выявлены и измерены уровни индивидуальных и страновых различий в объеме и наборе приобретаемых компетенций, определяющем успешность индивидуального и общественного развития;
  • дана оценка степени влияния приобретенных профессиональных компетенций на результаты социального и экономического развития как на индивидуальном, так и более агрегированном уровне;
  • проведено измерение эффективности систем образования и профессиональной подготовки с точки зрения взращивания необходимых компетенций.