• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг качества приема в российские государственные вузы

Приоритетные направления развития: социология
2014
Подразделение: Институт образования

Исследовательская цель: решить методологическую проблему применения среднего балла ЕГЭ как инструмента для оценки качества приема в вузы разных профилей и на разные группы направлений подготовки.

Практические цели:

  • Предоставление абитуриентам следующего года открытой информации, позволяющей осуществлять информированный выбор вуза и направления подготовки, оценить вероятность поступления в тот или иной вуз.
  • Предоставление органам управления образования и самим вузам наглядного инструмента оценки места каждого вуза (качества приема в вуз) и направлений подготовки, по которым вуз ведет набор, в сравнении друг с другом, что, в свою очередь позволяет принимать решения о корректировке плана приема, о реорганизации вуза и другие решения в сфере управления образованием на федеральном и региональном уровне.
  • Осуществление общественного контроля за процедурой зачисления в вузы.

Используемые методы: Из открытых источников данных собирались несколько типов информации. С сайтов вузов: перечень направлений подготовки, на которые вуз ведет прием; контрольные цифры приема; перечень сдаваемых предметов ЕГЭ и дополнительных испытаний; минимальные баллы ЕГЭ. Из приказов о зачислении: списки зачисленных на направления подготовки; основания для зачисления; баллы ЕГЭ.

Эмпирическая база исследования: На основе полученных сведений с сайтов вузов (всего 450 вузов в выборке) и приказов была сформирована база данных, в которой для каждого зачисленного в вуз была следующая информация (при условии, что она была размещена на сайте): вуз; направление подготовки; место (бюджетное/ с полным возмещением затрат); основание для зачисления (по конкурсу, целевой прием, прием по квоте, без вступительных испытаний); набор сдаваемых предметов ЕГЭ; сумма баллов ЕГЭ; средний балл ЕГЭ (в расчете на один предмет).

Результаты работы: В 2014 году, впервые с начала проведения Мониторинга, качество приема в вузы было оценено не только с помощью расчета среднего балла ЕГЭ зачисленных, но и с помощью других характеристик вузов. В частности, были рассчитаны коэффициенты отличия среднего балла ЕГЭ зачисленных от средних тестовых баллов всех участников ЕГЭ. Коэффициент отличия позволяет корректно сравнивать качество приема в вузы разных профилей и на разные направления подготовки, для поступления на которые требуется сдавать разный набор предметов ЕГЭ. Он показывает, во сколько раз средний балл ЕГЭ зачисленных в вуз отличается от среднего балла всех участников ЕГЭ с аналогичным набором предметов. То есть, вузы (и направления подготовки) между собой сравниваются не по абсолютному значению среднего балла ЕГЭ зачисленных, а по тому, во сколько раз средний уровень подготовки зачисленных выше (или ниже) среднего уровня подготовки всех участников ЕГЭ (всех выпускников школ).

Кроме этого, была разработана классификация вузов по качеству приема на основе многомерного анализа различных характеристик вузов. Было выделено 8 групп вузов:

  1. Вузы-лидеры;
  2. Вузы с сильным приемом («сильные вузы»);
  3. Вузы с качеством приема выше среднего (upper intermediate);
  4. Вузы со средним качеством приема;
  5. Вузы с качеством приема ниже среднего;
  6. Вузы с низким качеством приема («слабые вузы»);
  7. Вузы с очень низким качеством приема («очень слабые вузы»);
  8. Проблемные вузы с катастрофически низким качеством приема.

В результате многомерного анализа качества приема в региональном разрезе были выделены регионы с сильным приемом и проблемные регионы с точки зрения качества приема в вузы.

Самое сильное образование сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве из 70 вузов, для которых мы знаем баллы зачисленных на бюджетные места, больше половины вузов (38) имеют средний балл ЕГЭ выше 70, и только 3 вуза – баллы ниже 56. В Санкт-Петербурге 48,4% вузов (15 из 31) имеют средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджет больше 70, и только 1 вуз с баллами ниже 56. Коэффициент отличия средних баллов зачисленных на бюджетные места по региону в Санкт-Петербурге выше всего на одну тысячную, чем в Москве. То есть, по этому показателю качества приема можно констатировать практически равенство двух столиц.

Помимо двух столиц можно отметить еще 9 крупных регионов с сильным образованием:

  1. Воронежская область
  2. Краснодарский край
  3. Нижегородская область
  4. Новосибирская область
  5. Пермский край
  6. Республика Татарстан
  7. Саратовская область
  8. Свердловская область
  9. Томская область

 К самым проблемным можно отнести  6 регионов, в которых средний уровень зачисленных на бюджетные места ниже уровня всех участников ЕГЭ (коэффициент отличия среднего балла от среднего тестового балла меньше 1):

  1. Еврейская автономная область
  2. Кабардино-Балкарская Республика
  3. Камчатский край
  4. Республика Адыгея
  5. Республика Бурятия
  6. Чеченская Республика

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты Мониторинга качества приема могут использоваться органами государственной власти (Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор, региональные министерства образования и науки, прочие министерства, имеющие подведомственные вузы) для оценки эффективности вузов. Также результаты Мониторинга могут быть полезны руководителям вузов для оценки места своего вуза среди конкурентов, для выработки стратегии приемной кампании.

Публикации по проекту:


Savitskaya E. V., Altunina N. S. Higher Education: Reputation Effects, Signal Distortions, and Propitious Selection / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. No. 1-2. P. 94-120. doi