• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мотивационные механизмы целеполагания и выбора

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014–2016

В последние два десятилетия проблема целей вновь вошла в центр внимания исследователей в психологии.

Способность к осознанной постановке целей – особенность человека. Однако накапливаются данные о том, что цели неодинаковы по своим последствиям для мотивации и деятельности. В частности, в многочисленных исследованиях К. Шелдона, Т. Кассера, Р. Райана и коллег было показано, что цели, имеющие внутренние характер (отражающие интерес к самой деятельности, а не ее внешним результатам), являются более сильными мотиваторами и приводят к более высоким уровням психологического благополучия, по сравнению с внешними целями (направленными на результаты деятельности, которая сама по себе не увлекает). В последние годы Шелдон ввел понятие согласия (конкордантности) целей с личностью, описывающее степень, в которой цель интегрирована в общую структур личности. Ряд исследований показал психологические преимущества личностно-конкордантных целей, по сравнению с неконкордантными. Феноменология конкордантности целей пересекается с феноменами, описанными в связи с понятием аутентичности, увлечённости и личностного смысла в различных исследовательских традициях. Настоящий проект ставит целью понимание психологической природы и механизмов формирования конкордантности целей. Эта проблема важна как в фундаментальном плане, так и для ряда прикладных областей, включая психологию образования, организаций, спорта и т.д.

Публикации по проекту:


Gordeeva T. O., Sychev O., Osin E., Gizhitsky V. Unpacking passion to learn: three facets of intrinsic motivation, in: International conference on Motivation. Program and Abstracts. Helsinki : University of Helsinki, 2014. P. 159-159.
Understanding and facilitating the passion to learn. Helsinki University Press, 2014.
Boniwell I., Osin E. N., Martinez C. Teaching happiness at school: Non-randomised controlled mixed-methods feasiblity study on the effectiveness of Personal Well-Being Lessons // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol. 11. No. 1. P. 85-98. doi
Sircova A., Karimi F., Osin E. N., Lee S., Holme P., Strömbom D. Simulating irrational human behavior to prevent resource depletion // Plos One. 2015. Vol. 10. No. 3. P. e0117612. doi