• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством

2007
Руководитель: Якобсон Лев Ильич

Цель заключалась в разработке концепции, объясняющей процессы гражданской самоорганизации в постсоветской России, позволяющей оценивать развитие гражданского общества и способствующей выработке адекватных мер его поддержки со стороны государства.

До последнего времени основной акцент в исследованиях российского гражданского общества делался на его роли как оппонента и противовеса государства. Данный подход характерен для исследований в тех развивающихся странах, где структуры гражданского общества слабы, находятся под давлением, вынуждены во многом опираться на материальные и интеллектуальные ресурсы зарубежных спонсоров и видят свою первоочередную задачу в преодолении политических барьеров для социальной активности. В то же время исследования гражданского общества развитых и наиболее благополучных развивающихся стран, как правило, охватывают все формы самоорганизации граждан, не отдавая заведомого предпочтения противостоянию самоорганизующихся структур структурам власти перед их сотрудничеством либо непересекающимися автономными действиями. Соответственно, например, образовательным и досуговым объединениям уделяется, в принципе, не меньше внимания, чем правозащитным организациям.

В отношении России первый подход был в целом более адекватен условиям не только советского, но и начального постсоветского периода. Вместе с тем, исследования, проведенные Лабораторией исследования гражданского общества, показывают, что в последнее время «пирамида» гражданского общества обретает все более прочное основание. Соответственно, меняются структурные характеристики российского гражданского общества, его институты, источники ресурсов, способы действий и взаимоотношения с органами публичной власти. Актуальность приобрело более широкое панорамное видение и комплексное осмысление процессов самоорганизации и факторов, которые определяют их особенности в современной России.

Цель исследовательского проекта заключалась в разработке концепции, объясняющей процессы гражданской самоорганизации в постсоветской России, позволяющей оценивать развитие гражданского общества и способствующей выработке адекватных мер его поддержки со стороны государства.

В рамках проекта были проведены:

  • идентификация культурно-исторического и политического контекста основных подходов к исследованию гражданского общества, оценка применимости этих подходов к осмыслению современных российских реалий;
  •  изучение факторов, благоприятствующих и препятствующих локальной и общенациональной самоорганизации российских граждан;
  • типологизация основных форм взаимодействия структур гражданского общества и органов публичной власти; определение перспективных направлений поддержки развития гражданского общества в Российской Федерации;
  • исследование особенностей правового регулирования и саморегулирования гражданского общества, в том числе в контексте международных стандартов;
  • оценка потенциала ведущихся в настоящее время статистических наблюдений с точки зрения характеристики российского гражданского общества и некоммерческого сектора российской экономики; анализ их состояния на основе данных государственной статистики;
  • критический анализ основных подходов к международным и межрегиональным количественным и качественным сопоставлениям характеристик развития гражданского общества и некоммерческого сектора экономики; разработка предложений по  совершенствованию этих подходов;
  • определение первоочередных задач социологического мониторинга гражданского общества в Российской Федерации; разработка соответствующего инструментария полевых исследований, их проведение и анализ результатов.

Теоретическое исследование проводилось в тесной взаимосвязи с эмпирическим анализом мотивации и условий самоорганизации граждан, факторов развития некоммерческого сектора экономики как инфраструктуры гражданского общества и практики взаимодействия структур гражданского общества с государственными и муниципальными органами.

Существенную часть исследования составил анализ данных Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), смежных эмпирических исследований и данных, полученных ВШЭ с помощью опросов населения, представителей негосударственных некоммерческих организаций и органов местного самоуправления при участии в подготовке Доклада Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2006 году».  

Рационально построенное взаимодействие гражданского общества и государства – необходимое условие позитивного развития обоих. Но обеспечить его возможно лишь на основе адекватных теоретических представлений и эмпирических знаний. Исследование показало острый дефицит данных, необходимых для анализа структурных характеристик российского гражданского общества и некоммерческого сектора отечественной экономики; это в первую очередь относится к состоянию государственной статистики. Тем не менее, комбинируя имеющиеся статистические данные и используя социологические методы, удалось получить достаточно объемную и целостную картину.

Главный итог проведенного исследования состоит в том, что оно позволило существенно продвинуться на пути к междисциплинарной интеграции представлений о гражданском обществе и его взаимодействии с государством. Это относится как к пониманию проблематики гражданского общества вообще, так и особенно к истолкованию процессов его становления в современной России. Гражданское общество понимается не просто как совокупность тех или иных (формальных или неформальных) организаций, а как специфическая сфера, своего рода срез общественной жизни. Многообразны и значимы прямые и обратные связи гражданского общества с другими сферами общественной жизни. Особый практический интерес представляет взаимодействие структур гражданского общества и органов власти. Модели этих взаимосвязей и их нормативное оформление были описаны в ходе исследования.

Полученные результаты убеждают, что, вопреки распространенным представлениям, в нашей стране накоплен весьма значительный потенциал развития гражданского общества и его конструктивного, партнерского взаимодействия с органами публичной власти.

Другой вопрос, что этот потенциал реализуется далеко не полностью. Причины этого связаны с недостатком взаимного доверия между субъектами самоорганизации, а также между субъектами гражданского общества и власти. Кроме того, идущие «снизу» процессы гражданской самоорганизации пока не находят эффективной поддержки в политике государства. Как видно из полученных данных, проблема состоит отнюдь не во враждебности властей гражданскому обществу, а главным образом в неумении идентифицировать его реальные запросы и адекватно на них реагировать.