• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМакроэкономическое моделирование социально-экономических процессов в сфере образования

Макроэкономическое моделирование социально-экономических процессов в сфере образования

2007

В ближайшие годы в образовательном секторе экономики России произойдут масштабные демографические, экономические и структурные изменения. Эти изменения окажут значительное влияние на финансовые показатели функционирования отрасли, а значит, в конечном счете, и на качество предоставляемых услуг.

Цель данной исследовательской работы:

  • определение экономически оправданных целевых ориентиров финансовых показателей функционирования образования,
  •  построение прогноза финансовых показателей отрасли, учитывающего экономические тенденции (экономический рост, несбалансированный рост располагаемых доходов, сложившийся рост спроса на высшее профессиональное образование) и демографические тенденции.
  •  анализ эффектов обсуждаемых экономических и административных реформ;
  •  оценка объема бюджетных средств, необходимых для достижения целевых ориентиров в случае реализации того или иного сценария реформ.

В рамках проекта оценка текущей ситуации строится на основе данных официальной статистики (Федеральная служба государственной статистики и Министерство финансов Российской Федерации). В качестве промежуточных прогнозируемых показателей используются численность обучающихся на различных образовательных ступенях, финансирование за счет средств бюджетов, финансирование за счет средств семей. В качестве целевых ориентиров выступают финансирование в расчете на одного обучающегося, заработная плата учителей и преподавателей. Расчет целевых показателей осуществляется на основе сопоставления доходов работников отрасли образования с доходами работников в других отраслях.

Построены прогнозы в соответствии с тремя типами сценариев: инерционным, бюджетным и сценарием административных реформ.

Инерционный прогноз учитывает экономические и демографические тенденции, сложившиеся в России к 2006 г. При этом экономические тенденции включают в себя экономический рост, несбалансированный рост располагаемых доходов и сложившийся рост спроса на высшее профессиональное образование. Демографические тенденции учитывают возрастную структуру населения России и коэффициенты участия каждой возрастной когорты на том или ином образовательном уровне. В качестве факторов изменения численности обучающихся выступают демографическая волна и изменение коэффициентов участия.

В бюджетном сценарии ищется ответ на вопрос, каковы должны быть расходы бюджетов, чтобы достичь заданных целевых ориентиров лишь за счет бюджетной накачки? Результаты расчетов говорят о нереализуемости исключительно бюджетного сценария и необходимости совмещения экономических и административных реформ с увеличением финансирования из бюджета.

Сценарий экономических и административных реформ предполагает осуществление ряда коренных преобразований в отрасли и демонстрирует возможность достижения целевых ориентиров, при котором рост бюджетных расходов не является излишне высоким и отражает потребности экономики в качественном образовании.

В контексте рассмотренной структуры финансовых и людских потоков рассмотрены издержки на модернизацию отрасли образования, оценки которых представлены в исследовании.

Исследование показывает, что потребности в средствах на модернизацию очень велики и по многим направлениям превышают данные инерционного прогноза. Поэтому целевые показатели достижимы лишь при существенных изменениях. Сценарий административных и экономических реформ дает возможность достичь целевых показателей при меньших расходах бюджета.