• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внерыночные механизмы управления и социальный капитал

2007
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Объектом исследования являются государственные структуры, в частности органы исполнительной власти Российской Федерации, и некоммерческие организации.
Основная цель исследования – институциональный анализ процессов формирования корпоративной культуры в органах исполнительной власти: моделирование становления норм поведения и процессов накопления социального капитала в исполнительной власти, оптимизация системы управления в исполнительной власти.

Поставленная цель раскрыта в методологических рамках новой институциональной теории с применением инструментария стандартной некооперативной и эволюционной теории игр, теории аукционов. Полученные теоретические результаты верифицированы в проведенных эмпирических исследованиях. Инструментарий для эмпирических исследований был разработан авторами отчета.

В результате были разработаны:

  • две модели, характеризующие специфику неформальных отношений внутри государственных структур,
  • две модели, касающиеся различных аспектов моделирования политики регулирования – структуры регулирующего органа и влияния политики на стимулы экономических агентов.

Построенные модели и разработанные методики базируются на теориях неполных контрактов и теории агентства. Были выделены параметры, определяющие характер формы управления в органах исполнительной власти, а также параметры, характеризующие специфику обмена услугами между государственными служащими.

В рамках проекта были проведены формализованные интервью по разработанной авторами анкете в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ, в министерстве экономического развития и торговли Саратовской области, в Департаменте экономического развития аппарата правительства Пермского края, в администрации Красноярского Края. В проведении опроса в МЭРТ РФ и администрации Красноярского края принимали участие исследовательская компания «Мониторинг-Красноярск» и «Центр социального прогнозирования».

Построенные модели учитывают накопленный опыт по данной тематике как в зарубежной, так и в отечественной литературе, с другой стороны, а также касаются еще не изученных вопросов. Разработанные модели и методики не имеют аналогов. На основе разработанных методик была проведена оценка успешности внедрения регламентов в деятельность государственных служащих.

В рамках исследования некоммерческих организаций проведенная работа позволила оценить, насколько важным фактором для развития гражданского общества является доверие граждан – друг к другу и институтам. Эмпирическая проверка выдвинутых гипотез показала следующие результаты:

  • Среднее по региону институциональное доверие гражданина, как и предполагалось, не влияет на уровень развития гражданского общества в этом регионе.
  • Межперсональное доверие не влияет на уровень развития гражданского общества в регионе. Это противоречит выдвинутым предположениям. Однако, если оценивать индивидуальные данные, то уровень доверия к окружающим начинает влиять на экспертную оценку уровня развития гражданского общества в регионе проживания. Это означает, что, возможно,  данные, которые были использованы для оценки по регионам, не валидны, и на самом деле связь доверия и развития гражданского общества существует.
  • Гипотеза о том, что некоммерческие организации (НКО) компенсируют отсутствующие доверие и уверенность при взаимодействии людей, не подтвердилась. В России люди пока не воспринимают НКО как альтернативных производителей социальных услуг. И на самом деле они пока конкурентами власти не выступают, хотя уже и начали производить некоторые виды услуг, в основном в тех нишах, где государству сложно учесть специфику спроса.
  • Гипотеза о том, что чем выше уровень доверия среди наименее образованных и самых бедных граждан, тем выше уровень развития гражданского общества в регионе, по всей видимости, не подтверждается. Представляется, что это связано с тем, что если бедные доверяют друг другу и – предположим – могут кооперироваться, они не могут как-то заметно изменить ситуацию и решить свои проблемы: у них нет ни опыта, ни знаний, необходимых для этого. То, что носители этих опыта и знания в основном не стремятся к кооперации – одна из важнейших проблем российского гражданского общества.
  • Уровень доверия влияет на гражданскую активность людей (участие в деятельности НКО, готовность стать инициатором коллективных действий) наряду с другими факторами: уровнем дохода, религиозной принадлежностью, наличием в  семье индивидов из "группы риска" (потенциальные потребители услуг НКО).
  • Между уровнем межперсонального доверия и социально-демографическими характеристиками нет устойчивых взаимосвязей.

В целом, исследование показало, что и на региональном, и на индивидуальном уровне доверие оказывается значимым фактором гражданской активности и уровня развития гражданского общества. При этом заметным является влияние доверия к окружающим, тогда как влияние институционального доверия при проверке гипотез обнаружить не удалось.

Важным теоретическим выводом, который можно сделать из проведенной работы, является то, что так называемые supply side теории возникновения НКО неадекватны для России: люди в России начинают (или не начинают) кооперироваться вне зависимости от их доверия к институтам власти, общества или бизнеса.

Российское гражданское общество крайне нуждается в участии в своих структурах успешных, состоятельных граждан. Наконец, доверие граждан России к окружающим не является функцией их социального положения, образования и т.д. Единственный показатель, который влияет на уровень доверия, – доходная группа индивида, но и он оказывает слабое влияние. По-видимому, доверие – скорее производная ценностей индивида, а не его положения на социальной лестнице.