• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие института посреднических услуг на рынке труда в России

2007
Подразделение: Лаборатория социологических исследований


Объектом исследования является состояние и развитие института посреднических услуг на рынке труда России.
Цель работы: анализ институциональной структуры российского рынка посреднических услуг в сфере найма и трудоустройства, включая функции государства, коммерческих агентств занятости, а также неформальных норм, определяющих отношения нанимателя и работника при найме и трудоустройстве.

Содержание работы составляет анализ и оценка роли специализированных социальные институтов, оказывающих регулирующее воздействие на наем на работу и поиск работы, анализ практик подбора персонала на российских предприятиях и их влияние на рынок посреднических услуг, анализ положения молодежи на рынке труда.

Методы исследования включают качественный и количественный социологический анализ. В рамках исследования  получены оригинальные эмпирических данные в ходе  обследования домохозяйств в июне 2007 года. Опрос проводился в г. Санкт-Петербурге, в Ивановской и Самарской областях (опрошено 1800 человек по выборке, репрезентирующей взрослое население данных регионов). Блок вопросов по защищенности на трудовом рынке позволил дать разностороннюю картину трудовой мобильности и обеспечил сравнимость результатов с данными других замеров.

Новизна работы заключается в комплексном подходе к проблемам найма и трудоустройства с учетом мотивации и поведенческих практик основных участников рынка труда.

В настоящее время посреднические услуги на рынке труда представлены: государственной службой занятости (ГСЗ), различными типами частных агентств по набору персонала и трудоустройству (ЧАЗ), структурами при учебных заведениях, занимающихся трудоустройством выпускников, а также различного вида информационными каналами (Интернет, СМИ и пр.), предлагающими вакансии или  содержащими информацию о гражданах, ищущих работу. Механизм посредничества на трудовом рынке в самом общем виде можно представить как содействие взаимодействию потребителей рабочий силы - «работодателей» и соискателей рабочих мест - «работников». Для дальнейшего анализа введено понятие «активного рынка труда». Присутствие на активном рынке «работодателя» характеризуется предоставлением публичных вакансий, то есть доступных для широкого круга соискателей. Критерием присутствия «работника» на активном рынке труда является поиск рабочего места, понимаемый как обращение к тем или иным каналам информации. По данным опроса домохозяйств, проведенного Институтом управления социальными процессами ГУ-ВШЭ летом 2007 года,  24% от числа незанятых и 44% от числа занятых за последние 3 года искали работу (это около 40% всех ответивших на соответствующие вопросы). В широком смысле рынок труда включает всех потенциальных работодателей и потенциальных работников, поскольку процесс смены работы не всегда сопровождается целенаправленным активным поиском и открытым предложением вакансий.

Появление индустрии посреднических услуг, оказываемых как работодателю (рекрутинг), так и соискателю рабочего места (трудоустройство) в России в определенном смысле может рассматриваться как один из индикаторов развития рынка труда.

Исследование показало, что ведущим и самым эффективным каналом трудоустройства являются те формы, которые существовали задолго до начала рыночных реформ. Формальные институты современных посредников на рынке труда, хотя и достаточно активно развиваются, пока не смогли достичь сравнимой эффективности.

Отдельный интерес представляет положение на рынке труда и способы трудоустройства молодежи. Анализ демографической ситуации в России показывает, что в будущем масштабы и острота проблем молодежи на рынке труда во многом будет связана с сокращением численности этого контингента и его доли в трудоспособном населении. В целом, оценивая существующие в России масштабы профессиональной подготовки, можно утверждать, что сегодня система образования, вовлекая в процесс обучения фактически весь молодежный контингент, сдерживает его экономическую активность, снижая, таким образом, общую напряженность на национальном рынке труда. Но, учитывая низкий уровень профессиональной подготовки, осуществляемой значимой частью учебных заведений профессиональной школы, можно было бы охарактеризовать подобный рост численности учащихся как формирование скрытой молодежной безработицы.

В последнее время изменение социально-экономической ситуации в стране привели к активизации молодежного рынка труда. Причем активность возросла как за счет появления новых заинтересованных сторон (работодателей и учебных заведений), так и за счет активизации позиции государства. Фактическое разграничение системы российского профессионального образования на элитарное и «другое» образование приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений имеют разные технологии трудоустройства, разные рынки труда, разных посредников. С большой вероятностью можно утверждать, что именно из элитных вузов трудоустраиваются с помощью «рыночных» посредников, в то время как из других вузов – с помощью государственных программ и государственных учреждений.