• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарубежный опыт проведения диалога правительства с общественными организациями и использования его результатов при разработке торгово-политических решений

2007
Подразделение: Научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей (ВНИИВС)


Данное исследование является пионерным. Ранее вопросы согласования интересов во внешнеторговой политике правительственных и неправительственных организаций (в отдельных странах, регионах и мировом сообществе) комплексно не изучались ни в российской, ни в зарубежной экономической литературе.

Особенностью данной работы является изучение деталей диалога – финансовых, юридических, организационных и других. Такой подход позволяет уяснить его технологию, источники обеспечения эффективности и тенденции развития. В России диалог не стал пока существенным фактором экономического и социального развития,  каким он должен был бы  быть. Не играет он существенной роли и в формировании национальной внешнеторговой политики. Одна из причин заключается в недостаточной востребованости накопленного в мире опыта.

Замысел работы состоит во всестороннем обобщении зарубежной практики диалога, выявлении наиболее эффективных его организационных механизмов, основных тенденций развития и, в частности, тех аспектов, которые могут представить наибольший интерес для более полноценного и результативного диалога по вопросам внешней торговли и торговой политики России.

В качестве источников информации послужили монографические исследования российских и зарубежных авторов на смежные темы, справочники, материалы международных конференций и семинаров, аналитические доклады экономических организаций, в том числе Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО и Евросоюза.

 По итогам исследования получены следующие выводы.

Развитие диалога и усиление внимания его участников к вопросам внешнеторговых отношений отражает процессы глобализации, эволюцию рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, а также расширение участия региональных и многосторонних организаций в регулировании мировой торговли, увеличение средств регулирования и повышения степени его обязательности. Поэтому развитие диалога, растущее многообразие  его форм и методов  необратимы, и требуют постоянного изучения, выявления и использования рациональных элементов.

Современный механизм согласования интересов правительств и неправительственных организаций при формировании торговой политики посредством диалога чаще всего основан на следующих принципах: (1) регулярность консультаций участников, (2) их полномочность и равенство, (3) ориентация переговоров на достижение компромисса, (4) добровольность договоренностей и (5) обязательность исполнения последних. Эффективность этого механизма зависит от соблюдения всей совокупности перечисленных принципов, хотя на практике ими в силу разных причин страны руководствуются не всегда.

Даже в странах, где диалог находится на начальной стадии и институционально не формализован, наиболее важные решения правительства принимают после консультаций с неправительственными экспертами (пример - Китай).

Исходя из изложенного, важно обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и бизнес-сообщества, привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ по развитию и совершенствованию торговой политики. Сущность ведения диалога правительственных органов с общественными организациями и использование  его результатов при разработке торгово-политических решений способствуют конструктивному, взаимовыгодному сотрудничеству в целях обеспечения высокого качества производимых товаров и услуг, защиты окружающей среды в интересах создания конкурентоспособной продукции в преддверии вступления в ВТО.