• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Активные и защитные методы конкурентной политики: сравнительные преимущества

2009

Объект исследования  - закономерности развития конкуренции на российских рынках, в том числе под воздействием государственной политики.  Цель – проанализировать возможности применения активных методов конкурентной политики, нацеленных на усиление конкуренции на российских рынках.

Слабая конкуренция усугубляет проблемы, возникающие перед экономикой в период экономической нестабильности (кризиса). Снижение спроса способствует усилению конкуренции благодаря изменению стимулов участников рынка. В то же самое время проводимая Правительством Российской Федерации политика, в том числе антикризисные меры, в ряде случаев сдерживает стимулы к конкуренции, тем самым ослабляя позитивное воздействие кризиса. В этих условиях повышается актуальность конкурентной политики, как защитной, так и активной. В то же время в настоящее время в российской конкурентной политике очевиден перекос в сторону защитных мер, и недостаточное использование активных инструментов конкурентной политики.

Возможности стимулирования конкуренции существуют в разных направлениях государственной политики. В их числе – техническое регулирование и внешнеторговая политика. До настоящего времени существующая система технического регулирования, с одной стороны, включает избыточные барьеры входа на рынок и препятствия деятельности, с другой стороны – не стимулирует неценовую конкуренцию между производителями (хотя спрос российских производителей на добровольную сертификацию как часть системы технического регулирования продолжает расти, что повышает потенциал технического регулирования как средства стимулирования конкуренции). В свою очередь, внешнеторговая политика ориентирована на интересы наполнения государственного бюджета и поддержки производителей, однако не на развитие конкуренции. В рамках исследования предложена модель  оценки потенциального воздействия изменения внешнеторговых тарифов на конкуренцию, которая в данное время в России не осуществляется.

В этих условиях антимонопольная политика несет бремя не только собственных ошибок, но и ответственности за выполнение несвойственных ей функций в силу особенностей защитной политики. Проанализированы проблемы, связанные с одной из центральных новаций антимонопольного законодательства 2009 г. – определением монопольно высокой цены. Показано, что введенные изменения де-факто могут привести к снижению эффективности применения антимонопольного законодательства. Рассмотрены те сложности, которые возникают в связи с выполнением главной задачи антимонопольного законодательства – предотвращением сговора о ценах. Проведен предварительный анализ результативности применения антимонопольного законодательства на примере антимонопольных дел против российских нефтяных компаний.