• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

«Прожектеры»: Институциональные предприниматели и становление новой секулярной школы в России первой половины XVIII века

2015

В проекте рассматривается роль институциональных предпринимателей-«прожектеров» в трансфере организационных форм и становлении новой секулярной школы в России первой половины XVIII века. За период от начала реформ Петра до воцарения Екатерины II институциональный ландшафт образования в России изменился довольно радикально. Допетровские и первые петровские школы были, по сути своей, домодерными учреждениями, «школа» мыслилась как совокупность учеников, собирающихся вокруг автономного «мастера»-учителя и его «подмастерьев». К моменту же воцарения Екатерины II Россия обладала уже целым рядом узнаваемо современных училищ, мало отличавшихся по своей структуре от классических школ XIX века. Деятельность этих учреждений определялась регламентами и инструкциями, предполагавшими, в том числе, иерархическую организацию персонала, четкое разделение функций, регламентацию и учебного процесса, и повседневного поведения учеников и учителей, все более формализованные процедуры оценки знаний и поведения учащихся; училища эти нацелены не просто на обучение, но на интериоризацию учеником предписанных норм поведения и мышления, достигаемую подробным моделированием его поступков и особой организацией школьного пространства, предполагающей его изоляцию от внешнего мира и постоянное «надзирание». Отдельные главы будущей монографии посвящены ключевым эпизодам внедрения этих новых организационных форм. В работе предлагается модель конструирования институционального ландшафта модерности  «снизу», как результата не абстрактной «государственной политики», а разнонаправленных усилий индивидуальных акторов, «институциональных предпринимателей», для которых внедрение новых организационных форм было одним из способов реализации собственных карьерных стратегий в конкурентной борьбе с другими придворными и бюрократическими игроками. В рамках реализации работы  реконструируется процесс трансфера новых организационных форм в образовании в России первой половины XVIII века; выявляется роль ключевых участников этого процесса, их мотивации, доступные им социальные, финансовые, административные и символические ресурсы, их методы действий; конкурентная среда, в которой они действовали; уточняется роль монарха и государственного аппарата во внедрении новых организационных форм; определяются факторы, влияющие на устойчивость новых организационных форм. В результате в работе будет предложена модель и типология институционального предпринимательства применительно к Раннему новому времени, показана ее релевантность для широкого круга стран (не только России). 

Публикации по проекту:


Fedyukin I. Shaping Up the Stubborn: School Building and “Discipline” in Early Modern Russia // Russian Review. 2018. 
The Enterprisers: The Politics of School in Early Modern Russia. Oxford : Oxford University Press, 2019. 
Fedyukin I. Towards the Panopticon: School Building and Discipline in Early Modern Russia / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2016.