• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неизвестная драматургия 18 столетия

2015–2016

Исследование посвящено неизвестным русским драматическим сочинениям 18 века.В фокусе исследовательского внимания находятся в основном крупные фигуры, известные литературные деятели, чье влияние на последующую литературную традицию эксплицировано в текстах их потомков, а также произведения этих сочинителей. Однако 18 век – это не только выдающиеся тексты художественной литературы, но прежде всего та культурная среда, которая оказывала на последующую традицию большее влияние, чем многие тексты, признаваемые значимыми. До настоящего времени мы не располагаем исследованиями, которые были бы посвящены социологии чтения в 18 столетии; с сожалением, приходится признать, что при наличии большого количества замечательных исследований до сих пор не написана адекватная история русской литературы. Такая история невозможна без учета литературных произведений массовой культуры, которые составляют субстрат для той литературы, которая становится объектом общественной рефлексии. В большей степени это касается второй четверти и середины столетия, то есть царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Петровское время оказывается изучено существенно лучше, поскольку оно воспринимается как время коренных преобразований; время Екатерины II оказывается по-своему доступнее для историка литературы, поскольку резко возрастает количество печатной беллетристики, а императрица предпринимала усилия для проведения в России направленной культурной политики, что, в свою очередь, сопровождалось публикацией значительного числа текстов декларативного характера.Однако для понимания литературного процесса в России чрезвычайно важными оказываются как раз годы правления Елизаветы I, когда формировались вкусы читающей публики, литературный процесс лишь в малой степени находил отражение в продукции немногочисленных типографий, а переводы европейской литературы существовали в рукописных копиях. Уникальные рукописные экземпляры драматических сочинений этого времени – ценнейшее свидетельство интеллектуальных и культурных запросов среды.Во время Екатерины II всеобщее увлечение театром дает богатый материал для исследования. Императорские и крепостные театры, частные театральные предприятия стимулируют написание пьес, которые появляются во множестве. Театральные формы становятся способом представить жизненные коллизии на языке литературы. Так появляются сочинения, предназначенные для очень узкого круга, а в пределе – предназначенные для единственного адресата. И этот театральный мир до сих пор также ускользал от внимания исследователей.