• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новая наука» Джамбаттисты Вико между теологией и социологией: от «Постоянства филологии» к Scienza nuova

2015

Цель проекта — рассмотреть эволюцию языка науки о социально-историческом мире в наследии неаполитанского философа Джамбаттисты Вико (1668 — 1744) – от первого опыта «нового критического искусства» (синтеза философии и филологии) в трактате «О постоянстве филологии» (1721 г.) до интегральной гражданской науки, или, на языке самого Вико, «рациональной гражданской теологии Божественного Провидения», в “Новой науке” 1744 г. Гражданская наука (scientia civilis) Вико располагается на перекрестье одновременно нескольких тектонических процессов, определивших облик политической науки Барокко и раннего Просвещения, таких как инфицирование гуманистической этико-риторической парадигмы экстремистским макиавеллистским политическим языком; «морализация модальностей», т. е. отказ от нецесситаризма аристотелевской политической философии в пользу «рациональной критики человеческого произвола» (Вико); реабилитация исторической фактичности и рождение принципа научной объективности; попытки синтеза философии и филологии в «новом критическом искусстве» (Ж. Леклерк). Главным предметом нашего интереса в рамках проекта станет предпринятый Дж. Вико в трактате «О постоянстве филологии» (1721 г.; трактат представляет собой вторую часть сочинения «О постоянстве юриста») опыт создания «гражданской науки» на фундаменте особой версии провиденциализма — версии, основанной на гипотезе естественной социальности и этике стыда как движущего принципа истории. Будет показано, что мотивированная контрреформационной теологией истории эскизная «новая наука» из первой главы «Постоянства филологии» представляла собой необходимый мысленный эксперимент на пути к “протосоциологической” версии scientia civilis  “Новой науки”, а равным образом — и основание актуальности философского проекта Вико для современной исторической социологии. В рамках проекта De constantia будет представлена как своего рода лаборатория, в которой были синтезирован целый ряд дисциплинарных диалектов — языки римского права и его барочных комментаторов, гуманистической и эрудитской филологии, картезианской философии, библеистики — под эгидой интегральной науки (corpus integrae sapientiae — выражение Вико еще из его речи «О способе изучения и преподавания наук в наше время» 1709 г.) о «гражданских вещах» (scienza delle cose civili, как скажет Вико уже в «Новой науке»). Тем самым, нами будет выявлен тот аспект проекта «гражданской науки» Вико, который в исследовательской литературе обыкновенно остается в тени — коллизия в scienza nuova двух конкурирующих тенденций, в существенной степени определивших облик интеллектуальной культуры раннего Нового времени: дисциплинарной специализации и интеграции наук исторического опыта «по ту сторону» как рациональной метафизики, так и экспериментального метода (ко времени создания De constantia Вико влияние на него Френсиса Бэкона, очень заметное в De ratione, сделалось значительно слабее).

Публикации по проекту:


Ivanova J. Physica ingeniosa and Abyssinian philosophy: the Ambivalence of the Cartesian Physics in De ratione, V // Bollettino del Centro di Studi Vichiani. 2017
Иванова Ю. В. От «постоянства юриспруденции» к «критике человеческого произвола»: эволюция взглядов Дж. Вико на природу и предназначение естественного права // ENTHYMEMA (Rivista internazionale di critica, teoria e filosofia della letteratura). 2016
Ivanova J., Sokolov P. Giambattista Vico's Biblical Scholarship: Giants as “Translators” of the Gentile Sociability // Synthesis Philosophica. 2015. No. 2. P. 229-241.