• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономический анализ административного применения запретов (на примере антимонопольного законодательства): процедуры возбуждения дел

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Объектом исследования 2015 года были процедуры возбуждения дел и применения антимонопольного законодательства по ключевым направлениям инфорсмента и последствия данного государственного вмешательства в контексте ошибок 1 и 2 рода.

Цель настоящего исследования - аналитически представить особенности процедур применения административного законодательства о правонарушениях (преимущественно на примере применения антимонопольного законодательства) и объяснить влияние процедурных правил на результаты применения законодательства.

Для выполнения поставленной цели было проведено исследование, использующие следующие методы анализа:

  • был подготовлен аналитический обзор приемов моделирования особенностей дознавательной модели правоприменения в противоположность состязательной, сопоставлены подходы к моделированию с особенностями российской практики применения административного законодательства;
  • были предложены оригинальные подходы к экономическому моделированию особенностей российской системы применения административного законодательства;
  • в контексте анализируемых моделей правоприменения и роли процедур инфорсмента был проанализирован один из ключевых рынков российской экономики – нефтяная промышленность.
  • было проведено исследование обоснованности обвинений российских нефтяных компаний в злоупотреблении коллективным доминирующим положением.
  • была проанализирована роль системы стимулов регулятора, а именно влияние КПЭ (Ключевые показатели эффективности) на процедуры применения антимонопольного законодательства и эффективность государственного вмешательства
  • была проанализирована проблема конкуренции на высококонцентрированных рынках с высоким уровнем импортной защиты и разработана экономическая модель оптимальной антимонопольной политики на таких рынках с учетом различных концепций оценки последствий для общественного благосостояния.
  • проведена оценке применения отраслевого законодательства о торговле (Закон о торговле), которое служит одним из ярчайших примеров особенностей российской системы конкурентного права, отличающейся особой ролью ущерба и ущемления интересов. На основе эмпирических данных тестируются гипотезы, характеризующие последствия законодательных изменений в этой сфере.

Эмпирическую базу исследования составили:

  • эмпирическое обобщение практики применения административного права (на примере антимонопольного законодательства) в свете выявленных специфических особенностей, с анализом влияния процедур на результаты применения;
  • составлена выборка из 3 919 дел, рассмотренных в Арбитражных судах РФ  за период  2008-2012 гг. на основании опубликованных на официальном сайте Арбитражного суда РФ решений, которые были вынесены относительно поданных апелляций на решения антимонопольных органов РФ по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В рамках исследования рассматриваются 2 типа нарушений, а именно, злоупотребления доминирующим положением (ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и ограничивающие конкуренцию соглашения (ст.11).
  • отдельно анализируется подвыборка судебных дел, связанных с компаниями нефтяного сектора в контексте изменения принципов и особенностей правоприменения.
  • для эконометрического исследования нефтяной отрасли собраны данные о оптовых и розничных ценах и других ключевых параметрах рынка для выявления типа стратегического поведения компаний на рынке.
  • обобщается опыт применения формализованной системы показателей для оценки деятельности органов конкурентной политики в разных юрисдикциях, показаны особенности стимулирования российского органа конкурентной политики (ФАС).
  • обобщены существующие эмпирические исследования контрактных отношений с поставщиками в сфере розничной торговли. Двумя путями оцениваются эффекты принятия и применения Закона о торговле а) прямая оценка изменение зависимости расходов поставщиков и показателей их результативности от распространения в регионе сетевых форматов торговли после вступления в силу Закона. Б) оценка изменения зависимости показателей концентрации производства продовольственных товаров от доли сетевой торговли в регионе после вступления в силу Закона. 

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

  • были выявлены и аналитически представлены особенности российской версии применения административного права как дознавательной (инквизиторной) модели правоприменения;
  • получена модель, объясняющую низкие стимулы подозреваемых в нарушении законодательства представлять свидетельства в свою пользу, если процедура расследования и принятия решения организована по дознавательному принципу. Большую роль играют существенные возможности ФАС по переквалификации обвинения после предоставления компанией свидетельств в свою защиту.
  • на примере нефтяной отрасли продемонстрировано, что в течение последних десяти лет как задачи применения запретов, так и подходы к доказательству нарушений эволюционировали от соответствующих защите конкуренции к соответствующим защите интересов отдельных целевых групп (покупателей нефтепродуктов и независимых участников розничного рынка). Показано, что изменение принципов отбора дел для антимонопольных расследований соответствовало представленной в первом разделе модели.
  • показано, что в качестве основного принципа отбора дел и формулировок обвинения сформировался критерий ущемления интересов потребителей. Решения против российских нефтяных компаний являются самим ярким примером того, как свидетельства о практике, приносящей ущерб потребителям, используются в качестве презумпции вывода об ограничении конкуренции. При этом эконометрическое исследование не подтвердило наличие ситуации молчаливого сговора на оптовом или розничном рынке нефти.
  • было продемонстрировано влияние на принципы отбора дел для расследований и подходы к сбору доказательств в рамках административных расследований системы стимулов органа исполнительной власти (ФАС). Показано, каким образом задаваемые стимулы воздействуют на отбор дел для расследования и формулировку предполагаемых обвинений.
  • применительно к высококонцентрированным рынкам показано, что несовершенства институциональной среды даже при отсутствии явных тарифных и нетарифных ограничений импорта укрепляют рыночную власть национальных компаний. В тех обстоятельствах, когда поставки сырья и продукции низкой степени переработки осуществляются продавцами, ориентированными на продажи на мировой рынок, отсутствие конкуренции со стороны импорта создает условия для ценовой дискриминации третьей степени, в указанном контексте снижающей общественное благосостояние. В этих условиях особые проблемы возникают при одобрении сделок слияний.
  • анализ последствий принятия Закона о  торговле показал, что в изучаемых отраслях не наблюдается значимых подтверждений положительного влияния принятия этого закона на положение поставщиков. Не прослеживается ни повышения прибыли, ни снижения дебиторской задолженности предприятий-поставщиков. В этом отношении полученные результаты соответствуют существующим экспертным оценкам и обобщенным результатам опросов. Показано, что при оценке контрактной практики в розничной торговле продовольственными товарами следует уделять внимание не только и не столько дистрибутивным эффектам, сколько аллокативным эффектам, а именно влиянию маркетинговых практик на суммарную прибыль поставщиков и розничных сетей.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. В рамках данного исследования предложены пути повышения эффективности процедур и норм антимонопольной политики на основе полученных эмпирических и теоретических результатов.

Область применения. Результаты данного исследования могут быть использованы как в реформировании антимонопольного права, так и в трансформации процедур правоприменения.

Публикации по проекту:


Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Предмет обвинения: время объявления имеет значение // Экономическая политика. 2015. № 1. С. 72-91.
Shastitko A. Empirical assessment of the role of economic analysis in the Russian antitrust: why economic analysis is used // European Journal of Law and Economics. 2016
Avdasheva S. B., Golovanova S., Korneeva D. V. Distorting effects of competition authority’s performance measurement: the case of Russia // International Journal of Public Sector Management. 2016. Vol. 29. No. 3. P. 288-306. doi
Дзагурова Н. Б., Невидомская М. А. «Запаздывание» специфических инвестиций как временной аналог недоинвестирования // Журнал институциональных исследований. 2015. Т. 7. № 3. С. 76-91. doi
Шаститко А. А. Empirical assessment of the role of economic analysis in the Russian antitrust: Why is economic analysis used? // European Journal of Law and Economics. 2016. P. 1-18. doi

См. также

Сравнительный анализ основных институтов российского, общеевропейского и американского конкурентного права. Оценка вертикальных соглашений и регулирование естественных монополий

Независимость судебных решений как фактор формирования экономической политики (на примере применения антимонопольного законодательства)

Конкурентная политика и антимонопольное законодательство

Экономический анализ оспаривания обвинительных решений органа административной власти

Стандарты применения антимонопольных запретов: факторы формирования и развития

Сравнительный анализ основных институтов российского, общеевропейского и американского конкурентного права. Методология оценки правоприменительной практики антимонопольных органов

Конкурентное право России: учебник. Отв. ред. Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Ключевые слова