• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительный анализ эффективности государственных закупок в условиях изменения регулирования

Приоритетные направления развития: экономика, государственное и муниципальное управление
2015

Цель работы: изучение последствий применения новых форм государственного регулирования закупок по отношению к различным товарным группам; исследование эффективности процедур закупок применительно к разным группам благ, закупаемых органами государственного управления и государственными организациями, а также анализ стимулов для различных организаций-заказчиков.

Используемые методы:

В части классификации рассматриваемых закупаемых товаров, работ и услуг, анализа общих тенденций развития системы государственных закупок в России и поведения участников госзакупочной деятельности исследование опирается на методологию институциональной экономической теории, а также концепциях, сформулированных в рамках теории контрактов. Анализ собранных эмпирических данных проводится с использованием стандартных эконометрических методов. В части анализа влияния характеристик закупщиков на эффективность исполнения контракта используется методика, описанная в исследованиях (Davison & Sebastian, 2012). Сбор и обработка данных по закупкам отдельных видов исследуемых товарных групп: сахар и мука, бензин АИ-92 и АИ-95, молоко и рыба производилась с использованием методик, разработанных и апробированных в предшествующих исследованиях ИАПР в рамках проекта.

Эмпирическая база исследования:
В рамках исследования эффективности закупок бюджетных организаций в 2015 году были собраны и проанализированы данные по закупкам одной крупного бюджетного учреждения в период 2008-2013 гг. В результате проведенного анализа изучено влияние уровня финансовой автономии подразделений-заказчиков на эффективность государственных закупок с точки зрения конкуренции и исполнения заказа.

Для изучения эффективности государственных закупок простых однородных товаров в 2015 году был проведен сбор данных из доступных источников (сайт zakupki.gov.ru) о размещении заказов и заключенных контрактах за 2011-2015 годы по следующим группам товаров: бензин, мука, сахар-песок, рыба, молоко. Сформирована база данных в формате приемлемом для эконометрического анализа. Сбор так же проводился по еженедельным региональным данным о ценах с сайта Росстата gks.ru. На основе данных исследована эффективность размещения контрактов государственного заказа. Также были подготовлены обзоры рынков молока, муки, сахара и рыбы за 2012-2015гг.

В рамках исследования влияния персональных характеристик закупщиков на эффективность исполнения госзакупочных контрактов были использованы данные обследования 1600 специалистов по закупкам из National Institute of Governmental Purchasing (NIGP) в США, проведенного Б. Дэвисоном и Р. Себастьяном.

Проведена оценка эффективности процедур закупок в рамках 44-ФЗ для различных товарных групп: инспекционных, экспериментальных и доверительных благ на примере бензина, ремонтно-строительных дорожных работ и НИР. Сопоставлены 44-ФЗ с 94-ФЗ (по критериям конкурентности процедур, масштабов снижения цены в ходе торгов) для различных товарных групп: инспекционных, экспериментальных и доверительных.

Результаты работы:

В результате проведения исследования организационные формы и стимулы для эффективного осуществления государственных закупок были получены следующие результаты:

  • Показано, что в рамках стандартного мониторинга структурных подразделений крупной организации, более высокими показателями эффективности характеризовались закупки «хозрасчетных» структурных подразделений, которые имели более жесткие бюджетные ограничения. Однако после усиления централизованного мониторинга, различия между «хозрасчетными» и «бюджетными» подразделениями становились незначимыми. При этом во второй период для «бюджетных» подразделений наблюдается незначительное повышение эффективности, а для «хозрасчетных» – относительное снижение.

По теме исследования рынков простых однородных товаров на примере продовольственных продуктов и бензина сделаны следующие выводы:

  • Цены государственных закупок муки и сахара для заказчиков различной деятельности значимо отличаются. На цену государственных закупок муки и сахара, кроме того, влияет процедура закупки. Уровень подчинения заказчика оказывается значимым при рассмотрении сложных закупок со многими товарами.
  • Цены повторяющихся контрактов для однородных товаров значимо  выше цен разовых контрактов для непрозрачных и неконкурентных процедур.

Исследования, посвященные изучению зависимости эффективности закупок от человеческого фактора позволили сделать следующие выводы:

  • Было заключено, что выборка в опросе Б. Дэвисона является несмещенной и репрезентативной. Оказалось, что доля сотрудников учреждений на уровне штата и округа в США значительно выше, чем в Канаде. Доля респондентов, работающих в учреждениях со сравнительно невысоким годовым объемом закупок, оказалась несколько выше в США, чем в Канаде.
  • Сделан вывод о том, что для Канады, в, целом, характерно наличие более крупных закупочных учреждений и подразделений, чем для США.

По результатам проведения анализа эффективности размещения заказа в рамках 44-ФЗ в сопоставлении с 94-ФЗ были сделаны следующие выводы:

  • Показано, что при покупке бензина в рамках обоих законов 44-ФЗ с 94-ФЗ в основном использовались электронные аукционы и открытые конкурсы. Однако в рамках 44ФЗ относительные цены за единицу товара значительно выше, чем в рамках 94ФЗ.
  • Конкуренция и снижение цен в ходе торгов на дорожные работы выше в период после введения 44ФЗ. Наибольшее количество контрактов по строительным работам заключались на местном уровне заказчика, однако самыми дорогими являлись закупки заказчиков, имеющих федеральный уровень.
  • Для НИР после принятия 44-ФЗ наблюдалось существенное снижение числа ежегодных заключенных контрактов. Закупки по НИР через конкурсные процедуры стали более конкурентными. Практически по всем процедурам средняя стоимость контракта по НИР значительно выше в рамках 44ФЗ. Наиболее крупные закупки в рамках 44ФЗ проводятся через единственного поставщика,  в то время как в рамках 94ФЗ – через открытые конкурсы.

Рекомендации по применению результатов НИР:

Полученные в ходе работы над проектом результаты могут быть применены в следующих областях:

  • При реформировании системы управления и повышении эффективности деятельности бюджетных организаций в части создания внутренних стимулов структурных подразделений.
  • Для выявления и идентификации коррупционных практик при закупках простых однородных товаров. С учетом проведенного анализа можно снизить издержки на мониторинг и контроль закупок с помощью автоматизированного выделения организаций, в которых более вероятны  факты коррупции.
  • При выработке рекомендаций по изменению регулирования закупочной деятельности.
  • При формировании кадровой политики в закупочных подразделениях с точки зрения учета предыдущего опыта работы, квалификации и наделения сотрудников полномочиями.

Публикации по проекту:


Olga Balaeva, Andrei Yakovlev. Estimation of costs in the Russian public procurement system // International Journal of Procurement Management. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 70-88. doi
Yakovlev A. A., Oleg Vyglovsky, Demidova O., Alexander Bashlyk. Incentives for Repeated Contracts in Public Sector: Empirical Study of Gasoline Procurement in Russia // International Journal of Procurement Management. 2016. Vol. 9. No. 3. P. 272-289. doi
Balaeva O. N., Yakovlev A. A. Estimation of Costs in the Russian Public Procurement System: A Case Study of Voronezh State University / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015. No. WP BRP 41/MAN/2015 .