• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Условия ведения бизнеса в России глазами инофирм

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Цель работы:исследование восприятия компаниями из разных стран различий в условиях ведения бизнеса в регионах РФ и оценка последствий взаимных международных санкций на поведение фирм-инвесторов на основе данных репрезентативного обследования иностранных компаний, входящих в национальные бизнес-ассоциации.

Используемые методы:
Методология исследования сочетает качественные и количественные методы. Разработана система индикаторов для проведения качественного анализа результатов интервью и открытых данных об иностранных деловых ассоциациях. Для анализа результатов опроса предприятий применяются стандартные статистико-математические методы. При проведении описательного  анализа различий в оценках состояния и динамики инвестиционного климата в регионах РФ были учтены методические подходы, применявшиеся ранее в исследованиях отношений государства и бизнеса на основе обследований BEEPS, а также методики, апробированные при анализе опросов предприятий, проведенных Институтом анализа предприятий и рынков (ИАПР).

Эмпирическая база исследования представлена двумя источниками. Первый представляет собой базу данных, сформированную по результатам проведения интервью с руководителями 18 крупнейших национальных иностранных бизнес-ассоциаций, представляющих различные регионы мира и действующих в России. Кроме того, использовались данные об ассоциациях из открытых источников, что позволило включить в выборку еще 1 ассоциацию. База данных по интервью содержит основные характеристики ассоциаций, выделенные на основе системы индикаторов для аналитического описания материалов интервью и классификации действующих в России иностранных бизнес-объединений. В базу данных входит 58 объективных и оценочных индикаторов, разбитых на следующие 10 групп:

  • Состав членов ассоциации
  • Внутренняя и организационная структура
  • Финансирование
  • Информация на официальном сайте
  • Функции ассоциации
  • Формы взаимодействия между членами
  • Взаимодействие с иностранными государственными и деловыми структурами
  • Взаимодействие с государственными органами в России
  • Контакты с государственными структурами на региональном и местном уровнях
  • Контакты с российскими бизнес-структурами

Второй источник представляет собой базу данных опроса иностранных предприятий, проведенного среди фирм-членов 6 иностранных бизнес-ассоциаций. Анкета для опроса включала в себя 46 вопросов (в зависимости от выбираемых вариантов число вопросов для респондента составляло 30-35). Вопросы были посвящены следующим темам:

  • Общая информация о деятельности компании в России
  • Общая информация о респонденте
  • Участие в деловых ассоциациях
  • Состояние, динамика и оценка параметров делового климата в России
  • Состояние, динамика и оценка параметров делового климата в регионе РФ, в котором работает компания-респондент
  • Оценка важности контактов с государственными властями различных уровней, а также различных институтов
  • Оценка успешности деятельности региональной администрации по привлечению в регион иностранных инвесторов
  • Оценка влияния на деятельность компании санкций и экономического кризиса

Результаты работы: изучены модели взаимоотношений иностранного бизнеса с российскими государственными властями; выявлена роль национальных бизнес-ассоциаций в организации взаимодействия между фирмами и коллективном продвижении их интересов; получены оценки иностранных инвесторов в отношении состояния делового климата в некоторых регионах России и влияния международных санкций и кризиса на их деятельность в России, а также исследовано влияние политического фактора на динамику делового климата и взаимоотношения бизнеса и государства. Кроме того, выделены различные модели и особенности деятельности иностранных предпринимательских объединений в России на основе классификации их характеристик.

  • Показано, что результаты опроса иностранных компаний, проведенного в рамках проекта, в целом близки к результатам «Рейтинга регионов-2014» Агентства стратегических инициатив, интегрального рейтинга по результатам BEEPS V, а также анализа обращений предпринимателей в ЦОП «Бизнес против коррупции». Эти исследования также показывают некоторое преимущество Москвы в инвестиционном климате, хотя Московская область по ряду показателей отстаёт от остальной России
  • Выявлено, что оценка текущего изменения инвестиционного климата в регионах России иностранными инвесторами, работающими в Москве и Московской области, оказывается более пессимистичной по сравнению с другими регионами: больше половины респондентов, работающих в обоих регионах, отметило «значительное ухудшение» инвестиционного климата в последние три года.
  • Подтверждено, что на восприятие роли региональных властей в формировании инвестиционного климата накладывается также уровень децентрализации в стране происхождения.
  • Показано, что для бизнес-ассоциаций, страны происхождения которых имеют сравнительно низкое качество институтов, более характерно восприятие своей роли как посредников между государством и бизнесом в процессе выстраивания «цивилизованной» институциональной среды.
  • Выявлено, что существуют устойчивые различия между европейскими и восточно-азиатскими ассоциациями с точки зрения активности участия в обсуждениях и интенсивности взаимодействия с координационными органами.
  • Показано, что иностранные деловые ассоциации, работающие в России, чрезвычайно разнообразны как с точки зрения истории, механизма возникновения и структуры, так и функций и целей осуществления деятельности в России. В рамках исследования были выделены модели ассоциаций по параметрам национальной однородности, статуса, инициативы формирования, институциональной мощности и др.
  • Выявлено, что ассоциации, образованные фирмами-представителями стран Европы и Америки, обычно открыты для членства российских компаний и более активно прибегают к коллективному продвижению интересов и открытому взаимодействию с партнерами. В то же время закрытые для членства ненациональных фирм ассоциации, встречающиеся преимущественно среди объединений предпринимателей из стран Азии, Ближнего Востока и Центральной и Восточной Европы, имеют менее обширную сеть контактов, а также менее активны в продвижении своих интересов коллективным способом.
  • Обнаружено, что первую очередь иностранные компании приходят в национальные деловые ассоциации за информацией о рынках и регулировании в России, а также контактами с потенциальными деловыми партнерами, однако, важной функцией иностранных бизнес-ассоциаций остается системное и несистемное лоббирование интересов своих членов.
  • Выявлено, что деловые ассоциации играют важную роль, способствуя повышению уровня благосостояния посредством мероприятий по оказанию поддержки и информационных услуг, однако, они не играют значительной роли в лоббировании коллективных интересов фирм-членов ассоциаций, особенно в сложившейся политической ситуации в России.
  • Показано, что на выбор канала взаимодействия с государственными властями для каждой конкретной компании влияет, прежде всего, наличие и мощность сетевых связей, контактов во властных структурах.
  • Обнаружено, что несмотря на международные санкции, среди зарубежных предпринимателей сохраняется позитивный потенциал, они заявляют о стремлении своих компаний остаться в России и говорят о долгосрочных конкурентных преимуществах российского рынка.
  • Не обнаружено подтверждений того, что фирмы из стран, которые не принимали участия во введении санкций против России, смогли получить преимущества или расширить свою долю на рынке в данной ситуации

Рекомендации по внедрению результатов НИР:

1. Ассоциации иностранного бизнеса (АИБ), действующие в России, являются эффективным инструментом защиты и продвижения коллективных интересов своих членов, механизмом поддержки их позиций на российском рынке. Соответствующий опыт полезен для российских бизнес объединений, а также государственных органов, в обязанности которых входит поддержка российского бизнеса, в том числе защита его интересов за рубежом. Следует способствовать изучению этого опыта заинтересованными российскими организациями, обратив особое внимание на формы и методы работы таких ассоциаций со своими членами, механизмы их взаимодействия с государственными органами стран происхождения.

2. Ассоциации иностранного бизнеса – важная часть национального диалога власти и бизнеса в России. Лоббируя интересы своих членов, АИБ способствуют улучшению условий ведения бизнеса для всех рыночных игроков, включая российских. При этом члены АИБ, обладая значительным международным опытом, знанием лучших зарубежных практик бизнес регулирования и квалифицированными кадрами, представляют собой дополнительный ресурс совершенствования экономического регулирования. Органы государственного управления могли бы расширить консультации с представителями АИБ при подготовке изменений в действующем нормативном поле, наладить регулярный анализ оценок представителями АИБ ключевых факторов, сдерживающих развитие бизнеса, учитывать эти оценки при составлении отраслевых и региональных планов улучшения инвестиционного климата («Дорожных карт»). В качестве приоритетных тем для обсуждения с представителями АИБ предлагаются вопросы таможенного, налогового и миграционного регулирования, существенные для работающего в России иностранного бизнеса.

3. Международными ассоциациями накоплен значительный опыт и «know-how»в области лоббирования и самоорганизации бизнеса, представляющие интерес для российских организаций и бизнес объединений. Российские деловые ассоциации могли бы изучить этот опыт, а также расширить практику сотрудничества с АИБ в части снижения административных барьеров ведения бизнеса. Участие в совместной деятельности будет способствовать переносу необходимых навыков и опыта в российские структуры, ускорит их организационное развитие в целом, что может благотворно повлиять на качество диалога между государством и бизнесом в России.

4. Международные ассоциации обладают и данными, и пониманием специфики условий ведения бизнеса в отдельных регионах России. Эта информация является обобщенным отражением практического опыта членов АИБ и может служить основой для выявления лучших региональных практик по дерегулированию, коммуникациям с бизнесом и поддержке инвесторов. Региональным и городским администрациям следует расширить практику консультаций с АИБ при разработке программ экономического развития и инвестиционных стратегий.

5. Многие АИБ, действующие в России, открыты для членства российских компаний, имеющих бизнес интересы в странах происхождения этих ассоциаций. В ряде случаев членство российских компаний в АИБ может служить эффективным каналом продвижения российского экспорта и инвестиций на внешние рынки. Прежде всего, речь идет об информационных услугах и помощи при установлении контактов с должностными лицами, фирмами и другими заинтересованными сторонами. Стоит рекомендовать российским экспортерам рассмотреть вопрос о вступлении в соответствующие АИБ, а РСПП и ТПП способствовать расширению перечня АИБ, открытых для членства российских компаний, на основе прямых переговоров с конкретными ассоциациями.

6. Ассоциации международного бизнеса являются эффективным инструментом защиты коллективных интересов инвесторов, сталкивающихся за рубежом с новыми для них условиями хозяйствования. Этот инструмент имеет особую значимость для компаний среднего размера, новых экспортеров, а также для рынков стран, характеризующихся недостаточным уровнем развития ключевых институтов регулирования и защиты инвестиций. В этом контексте следует рассмотреть вопрос о создании условий для формирования аналогичных ассоциаций российского бизнеса за рубежом. Ведущие российские объединения (РСПП, ТПП, «Деловая Россия») могли бы изучить возможность и целесообразность создания подобных ассоциаций на примере нескольких ключевых для России рынков (Европейский Союз, Китай, Казахстан и т.п.), а также оценить масштабы государственной поддержки, которая потребуется при реализации подобной инициативы. Российские бизнес объединения могут оказать организационную и методическую помощь в процессе становления таких ассоциаций.

7. Опыт работы АИБ в России показывает, что многие иностранные ассоциации получают прямую финансовую и политическую поддержку от своих правительств. МИД России мог бы рассмотреть вопрос о возможности создания силами торгпредств российских бизнес клубов в странах, являющимися основными экономическими партнерами России. В перспективе такие клубы могли бы стать полноценными ассоциациям российского бизнеса, действующего за рубежом.

8. Деятельность АИБ в России приносит весомые политические и экономические выгоды для отечественной экономики. АИБ объективно выступают инструментом продвижения российских экономических интересов в мире, поскольку являются надежным и профессиональным источником информации об объективных условиях для инвестирования в России, помогают бороться со стереотипами и, в конечном счете, работают на улучшение образа России как места для ведения бизнеса. В современных международных условиях, характеризующихся ограничением политических контактов с Западом, возрастает информационная ценность АИБ как ответственного посредника между Россией и властями стран происхождения соответствующего бизнеса. Поэтому российские государственные органы должны оказывать АИБ политическую и информационную поддержку, расширяя практику регулярных встреч и информирования АИБ руководителями центральных экономических ведомств, предоставляя возможности для участия АИБ в диалоге с бизнес структурами, осуществляемом на уровне руководителей государства (например, в форматах КСИИ и МСИИ).

Публикации по проекту:


Ershova N. V. Japanese business in Russia: local challenges and adaptation / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series IR "International Relations". 2015. No. WP BRP 19/IR/2015.
Yakovlev A. A. What is Russia trying to defend? / Bank of Finland Institute for Economies in Transition. Series DP "BOFIT Online". 2016. No. 2.
Rochlitz M. Collective Action Abroad: How Foreign Investors Organize / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2016. No. WP BRP 32/PS/2016.
Tatiana Dolgopyatova, Libman A., Yakovlev A. The Unintended Benefits of Empowering Boards in Conglomerates: The Case Study of AFK Sistema. WP BRP 49/MAN/2016 / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2016. No. 49.
Yakovlev A. A. What is Russia defending with its ‘militant policy’? // Russian Politics. 2016. No. 2