• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональные факторы конкурентоспособности российских промышленных предприятий

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Исследование посвящено анализу конкурентоспособности российских предприятий обрабатывающей промышленности и исследованию основных институциональных факторов, определяющих уровень конкурентоспособности и модели поведения промышленных фирм и компаний.

Цель работы: анализ современного состояния российских промышленных предприятий с упором на оценку факторов их глобальной конкурентоспособности, включая сравнительное исследование конкурентоспособности российских предприятий в международном контексте.

Используемые методы: Основными методами являются инструменты статистического и эконометрического анализа эмпирических данных. Для выполнения поставленной цели было проведено исследование, включающее в себя следующие направления анализа:

  1. Сформирована база эмпирических данных, включающая данные выборочного обследования (опроса) предприятий, проведенного в 2014 году, финансово-экономическую информацию о деятельности фирм из доступных пообъектных баз данных, а также аналогичную информацию базы данных проекта EFIGE по 7 станам ЕС, собранную в 2009 году в рамках европейского проекта аналогичной направленности;
  2. Проведены расчеты и сравнительный анализ уровня производительности труда на российских и европейских предприятиях, оценен уровень неравномерности (гетерогенности) распределений фирм в странах ЕС и в России по уровню эффективности;
  3. Проведен анализ барьеров для роста фирм в России для совокупности малых и средних предприятий;
  4. Построены эконометрические модели для оценки влияния конкуренции на инновационное поведение предприятий с учетом технологического уровня фирм;
  5. Проведен сравнительный анализ фирм с различной формой собственности организации, включая категорию «семейных» фирм в России и странах ЕС; сравнительный анализ тенденций распределения и концентрации собственности в российской промышленности в предкризисный и посткризисный период, фирм с разным типом управления (децентрализованное/централизованное) и принятия решений;
  6. Построены модели проанализированы взаимосвязи отношений между государством и бизнесом в части участия в госзакупках, сложившихся моделей «взаимопомощи» властей и предприятий на разных уровнях государственного и муниципального управления;
  7. Выявлены наиболее уязвимые к экономическим санкциям группы и категории предприятий, проанализированы основные характеристики, влияющие на степень чувствительности предприятий к усложнению торговых и иных взаимодействий вследствие санкций.

Эмпирическая база исследования:

Эмпирическая база исследований включает:

  1. Базу данных результатов опроса 2014 года 2000 предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности России;
  2. Данные о финансово-экономическом положении опрошенных фирм из базы данных Руслана;
  3. Данные обследования 14 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности в 7 станах ЕС, интегрированной с показателями финансово-экономического положения из базы данных Амадеус;
  4. Базу данных региональных показателей МЦИИР, включающая как официальную статистическую отчетность, так и различные оценочные показатели институционального бизнес-климата в регионах России;
  5. Базу данных опросов Всемирного Банка и Европейского банка реконструкции и развития (BEEPS).

Результаты работы:

  • Получены оценки уровня производительности по отраслям и размерным группам предприятий российской обрабатывающей промышленности; оценены разрывы в производительности труда между российскими и европейскими предприятиями обрабатывающих отраслей промышленности, степень неоднородности между фирмами, в том числе, в сегменте малых и средних предприятий (МСП).
  • Проведен анализ основных факторов и барьеров, влияющих на рост фирм в сегменте МСП. Установлено, что наиболее существенными барьерами для роста выступают низкая эффективность и конкурентоспособность части фирм, а также неблагоприятный деловой климат на уровне регионов.
  • Установлено наличие позитивной связи между инновационной активностью предприятий в части продуктовых инноваций и уровнем конкуренции, прежде всего, с импортными товарами. При этом показано наличие нелинейной связи между уровнем конкуренции и инновационной активностью для относительно более технологически отсталых предприятий.
  • Получены оценки изменений в распределении и концентрации собственности на данных различных обследований 2009-2014 гг. и их влияния на деятельность предприятий. Показано, что при сохранении в целом  основных особенностей структуры собственности и корпоративного управления есть свидетельства повышения относительной инновационной активности в сегменте предприятий с государственным участием, которые демонстрируют рост как управленческих, так и технологических инноваций, не подкрепленных, однако, более высокой инвестиционной активностью.
  • Получены оценки развития управленческих инноваций в части сертификации систем менеджмента качества, информационных систем для организации управления. Установлены основные структурные характеристики фирм, наиболее активных в области управленческих В частности, установлено, что выбор децентрализованной системы управления в большей степени характерен  для фирм с иностранным участием в капитале и менее для фирм с государственным участием в собственности.
  • В ходе анализа практики участи в государственных закупках, выявлено, что предприятия с государственной собственностью чаще участвуют в государственном заказе, при этом факт оказания бизнесом помощи властям существенно повышает вероятность получения госзаказа;  наблюдается увеличение интенсивности в получении поддержки от властей, в том числе, комплексной: компании чаще стали получают одновременно и финансовую, и организационную поддержку.
  • Выявлена тенденция к изменению роли бизнес-ассоциаций в моделях обмена между государством и бизнесом: при уменьшении, в целом, доли участников бизнес-ассоциаций более явно прослеживается связь между получением поддержки от властей и членством в ассоциациях. Наиболее ярко это проявляется для регионального уровня, но на федеральном уровне данная динамика также проявляется достаточно четко.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:  Полученные в ходе исследования результаты могут служить основой  для выработки рекомендаций  по совершенствованию государственной экономической, научно-технологической и промышленной политики, адекватной современному этапу развития экономики и задачам построения новой модели экономического роста. 

Публикации по проекту:


Gonchar Ksenia, Bessonova E. Bypassing weak institutions in a large late-comer economy // Journal of Institutional Economics. 2015. Vol. 11. No. 4. P. 847-874. doi
Golikova V., Kuznetsov B. Perception of risks associated with economic sanctions: the case of Russian manufacturing / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2015. No. 115.
Долгопятова Т. Г., Хомякова Е. В. Внедрение управленческих систем: влияние на деятельность промышленных предприятий // В кн.: Международная научная школа-семинар имени академика С.С. Шаталина. Аннотации к докладам. [б.и.], 2015.