• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Institutional Factors of Russian Manufacturing Firms’ Competiveness

Priority areas of development: economics
2015
Department: Laboratory for the Analysis of Companies' Competitive Ability

The research is focused on the assessment of competitiveness of Russian manufacturing firms and the main institutional factors that determine its level and models of behavior of firms. 

Goal: analysis of the current state of Russian manufacturing firms with the focus on their global competitiveness, including comparative research of firms in the global context.

Methodology: Mostly the instruments of statistical and econometric analysis of empirical data are being used. For reaching the goal the research has been conducted in several fields, including the following tasks:

  1. The empirical database has been collected, which included the data of the large scale survey of 2000 Russian manufacturing firms, conducted in 2014, the financial data for those firms from the available firm-level databases,  as well as the data from the European EFIGE project, collected in 2009 in the framework of the similar EU research for 7 EU countries;
  2. Labor productivity on a firm-level has been calculated and the comparative analysis conducted for the Russian and European firms; the heterogeneity of firms in EU and Russia have been evaluated;
  3. The main barriers for growth of firms have been analyzed for the SME firms in Russia;
  4. Econometric models for estimating the impact of competition on innovation behavior of firms have been developed, that into account the relative technological level of firms;
  5. Comparative analysis of firms with different ownership status has been done, including the category of so called “family businesses” in Russia and in European countries; as well as the analysis of trends in the distribution and concentration of ownership and control in Russian manufacturing in pre-crisis and post-crisis periods and comparative analysis of firms with different practices of management and decision-making (centralized vs decentralized);
  6. Models build and estimated to reveal relationships between state and business in the context of state procurement, and the models of “models of exchange” between firms and state institutions at different levels of state and local governance;
  7. The most sensitive to sanctions and to deterioration of trade and other channels of cooperation groups and types of firms have been revealed, major characteristics determining sanctions risk-perception have been analyzed.

Empirical database:

The empirical data includes:

  1. Survey data of 2014 survey of 2000 Russian manufacturing firms;
  2. Financial and other performance data from RUSLANA Database;
  3. Survey data on 14, 000 firms in 7 EU countries linked with financial data from Amadeus database;
  4. Data on Russian regions from the database created by ICID (International Center for the Study of Institutions and Development), which includes both official statistics and expert evaluations for business climate in Russian region;
  5. The BEEPS database of the World Bank and EBRD.

Results:

  • Labor productivity indicators for industries and size groups have been calculated, the gaps between Russian and European manufacturing firms have been assessed, including gaps in the segment of SMEs.
  • Barriers for firms’ growth in the SMEs segment of Russian firms revealed and analyzed. The major barriers are related to low efficiency and low competitiveness as well as the deficiencies in the regional business climate.
  • The positive impact of competition and mostly of import competition pressure on product innovations for Russian manufacturing firms. The nonlinear form of this relationship has been found (inverted U-type relationship) for the least technologically advanced firms.
  • The trend in re-distribution and concentration of ownership in Russian manufacturing analyzed between 2009 and 2014 and the impact of ownership changes on the performance and behavior of firms. Found that the basic trends in the ownership and corporate governance have not changed, though the are definite improvements in the segment of state co-owned enterprises in terms of innovation activity (but not in investment activity).
  • Trends in managerial innovations in terms of introduction of the quality control systems, informational systems for management, etc. at Russian manufacturing enterprise have been assessed. Major structural features facilitating managerial innovations implementation revealed and analyzed. In particular the results show that, other factors being equal, the implementation of the decentralized management practices are more common for firms with foreign co-owners and significantly less for firms with the state among owners.
  • The prerequisites for firms to participate in the state procurement have been revealed, as well as the impact of participation in the state procurement for the performance and behavior of firms. It was proved that the state co-owned firms much more often are involved in state procurement and also that the fact of “support” by a firm to the state executive institution significantly increases the chance to participate in public procurement activity. In general we found that  the intensity of state firm-supporting practices has increased and much more often a firm gets both financial and organizational support from the state.
  • The analysis of firms participating in business-associations showed there are certain changes in the model of business-state relations. While the participation rate has been decreasing, the correlation between participation in the associations the probability of getting state support has become more prominent. Those changes can be seen on all levels of governance but mostly evident for regional level.

The practical implementation of results, recommendations for implementation or results of implementation:

The results of the research project can be used as the base for developing recommendations for improvements of state economic, RD and industrial policies, adequate to the current economic situation and the goals of changing the model of economic growth in Russia. 

Publications:


Yakovlev A. A., Levina I. A., Kazun A. D. Attitude to the National Leader Through the Lenses of Investment Climate Assessment: The Case of Russia / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Economics/EC". 2015. No. 98. 
Gonchar K., Bessonova E. Bypassing weak institutions in a large late-comer economy // Journal of Institutional Economics. 2015. Vol. 11. No. 4. P. 847-874. doi
Долгопятова Т. Г., Хомякова Е. В. Внедрение управленческих систем: влияние на деятельность промышленных предприятий, in: Международная научная школа-семинар имени академика С.С. Шаталина. Аннотации к докладам., 2015. С. 59-. 
Gonchar K. R., Kuznetsov B. How import integration changes firms' decision to innovate // Annals of Regional Science. 2018. Vol. 60. No. 3. P. 501-528. doi
Golikova V., Kuznetsov B. Perception of risks associated with economic sanctions: the case of Russian manufacturing / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Economics/EC". 2015. No. 115.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональные факторы конкурентоспособности российских промышленных предприятий

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Исследование посвящено анализу конкурентоспособности российских предприятий обрабатывающей промышленности и исследованию основных институциональных факторов, определяющих уровень конкурентоспособности и модели поведения промышленных фирм и компаний.

Цель работы: анализ современного состояния российских промышленных предприятий с упором на оценку факторов их глобальной конкурентоспособности, включая сравнительное исследование конкурентоспособности российских предприятий в международном контексте.

Используемые методы: Основными методами являются инструменты статистического и эконометрического анализа эмпирических данных. Для выполнения поставленной цели было проведено исследование, включающее в себя следующие направления анализа:

  1. Сформирована база эмпирических данных, включающая данные выборочного обследования (опроса) предприятий, проведенного в 2014 году, финансово-экономическую информацию о деятельности фирм из доступных пообъектных баз данных, а также аналогичную информацию базы данных проекта EFIGE по 7 станам ЕС, собранную в 2009 году в рамках европейского проекта аналогичной направленности;
  2. Проведены расчеты и сравнительный анализ уровня производительности труда на российских и европейских предприятиях, оценен уровень неравномерности (гетерогенности) распределений фирм в странах ЕС и в России по уровню эффективности;
  3. Проведен анализ барьеров для роста фирм в России для совокупности малых и средних предприятий;
  4. Построены эконометрические модели для оценки влияния конкуренции на инновационное поведение предприятий с учетом технологического уровня фирм;
  5. Проведен сравнительный анализ фирм с различной формой собственности организации, включая категорию «семейных» фирм в России и странах ЕС; сравнительный анализ тенденций распределения и концентрации собственности в российской промышленности в предкризисный и посткризисный период, фирм с разным типом управления (децентрализованное/централизованное) и принятия решений;
  6. Построены модели проанализированы взаимосвязи отношений между государством и бизнесом в части участия в госзакупках, сложившихся моделей «взаимопомощи» властей и предприятий на разных уровнях государственного и муниципального управления;
  7. Выявлены наиболее уязвимые к экономическим санкциям группы и категории предприятий, проанализированы основные характеристики, влияющие на степень чувствительности предприятий к усложнению торговых и иных взаимодействий вследствие санкций.

Эмпирическая база исследования:

Эмпирическая база исследований включает:

  1. Базу данных результатов опроса 2014 года 2000 предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности России;
  2. Данные о финансово-экономическом положении опрошенных фирм из базы данных Руслана;
  3. Данные обследования 14 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности в 7 станах ЕС, интегрированной с показателями финансово-экономического положения из базы данных Амадеус;
  4. Базу данных региональных показателей МЦИИР, включающая как официальную статистическую отчетность, так и различные оценочные показатели институционального бизнес-климата в регионах России;
  5. Базу данных опросов Всемирного Банка и Европейского банка реконструкции и развития (BEEPS).

Результаты работы:

  • Получены оценки уровня производительности по отраслям и размерным группам предприятий российской обрабатывающей промышленности; оценены разрывы в производительности труда между российскими и европейскими предприятиями обрабатывающих отраслей промышленности, степень неоднородности между фирмами, в том числе, в сегменте малых и средних предприятий (МСП).
  • Проведен анализ основных факторов и барьеров, влияющих на рост фирм в сегменте МСП. Установлено, что наиболее существенными барьерами для роста выступают низкая эффективность и конкурентоспособность части фирм, а также неблагоприятный деловой климат на уровне регионов.
  • Установлено наличие позитивной связи между инновационной активностью предприятий в части продуктовых инноваций и уровнем конкуренции, прежде всего, с импортными товарами. При этом показано наличие нелинейной связи между уровнем конкуренции и инновационной активностью для относительно более технологически отсталых предприятий.
  • Получены оценки изменений в распределении и концентрации собственности на данных различных обследований 2009-2014 гг. и их влияния на деятельность предприятий. Показано, что при сохранении в целом  основных особенностей структуры собственности и корпоративного управления есть свидетельства повышения относительной инновационной активности в сегменте предприятий с государственным участием, которые демонстрируют рост как управленческих, так и технологических инноваций, не подкрепленных, однако, более высокой инвестиционной активностью.
  • Получены оценки развития управленческих инноваций в части сертификации систем менеджмента качества, информационных систем для организации управления. Установлены основные структурные характеристики фирм, наиболее активных в области управленческих В частности, установлено, что выбор децентрализованной системы управления в большей степени характерен  для фирм с иностранным участием в капитале и менее для фирм с государственным участием в собственности.
  • В ходе анализа практики участи в государственных закупках, выявлено, что предприятия с государственной собственностью чаще участвуют в государственном заказе, при этом факт оказания бизнесом помощи властям существенно повышает вероятность получения госзаказа;  наблюдается увеличение интенсивности в получении поддержки от властей, в том числе, комплексной: компании чаще стали получают одновременно и финансовую, и организационную поддержку.
  • Выявлена тенденция к изменению роли бизнес-ассоциаций в моделях обмена между государством и бизнесом: при уменьшении, в целом, доли участников бизнес-ассоциаций более явно прослеживается связь между получением поддержки от властей и членством в ассоциациях. Наиболее ярко это проявляется для регионального уровня, но на федеральном уровне данная динамика также проявляется достаточно четко.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:  Полученные в ходе исследования результаты могут служить основой  для выработки рекомендаций  по совершенствованию государственной экономической, научно-технологической и промышленной политики, адекватной современному этапу развития экономики и задачам построения новой модели экономического роста. 

Публикации по проекту:


Gonchar Ksenia, Bessonova E. Bypassing weak institutions in a large late-comer economy // Journal of Institutional Economics. 2015. Vol. 11. No. 4. P. 847-874. doi
Golikova V., Kuznetsov B. Perception of risks associated with economic sanctions: the case of Russian manufacturing / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2015. No. 115.
Долгопятова Т. Г., Хомякова Е. В. Внедрение управленческих систем: влияние на деятельность промышленных предприятий // В кн.: Международная научная школа-семинар имени академика С.С. Шаталина. Аннотации к докладам. [б.и.], 2015.