• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mid-term prospects of the Russian economy under the sanctions

Priority areas of development: economics
2015
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The goal of the research is the analysis and estimation of economic development prospects under conditions of foreign-policy confrontation and effects of sanctions and counter-sanctions. 

Following tasks to accomplish are implied by the goal:

  • regular monitoring and analysis of macroeconomic processes in USA and Eurozone, global financial markets conditions, studying current macroeconomic processes in Russian economy and key economic sectors (real sector, bank sector, financial and budget sector, household sector), external trade, financial and capital cross-border flows; 
  • regular monitoring monetary and fiscal policy and other directions of economic policy conducted by the Government, including policy oriented on changes of the economic structure; 
  • estimation macroeconomic consequences of the reached decisions; 
  • studying global processes concerned with applying and cancellation of economic sanctions and counter-sanctions, estimation of sanctions effects on the current dynamics and prospects of Russian economic development; 
  • estimation of short-term prospects of Russian economy based on regular survey of macroeconomic forecasting specialists opinions and application of the cyclical indicators; development of scenarios of global and Russian economies for short-term and mid-term period based on macroeconomic modelling; 
  • preparation of expert conclusions on official Forecasts of social and economic development of Russia, Federal budget law projects, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia;
  • improvement of model and econometric set of instruments used for accomplishment of the tasks above-listed. 

Methodology: statistic and econometric instruments of data analysis; surveys of macroeconomic forecasting specialists opinions; analysis based on the composite indices system outstripping the general economic dynamics by 1-2 quarters. For mid-term and long-term forecasting the multidimensional macroeconomic model was implemented, which allows to run imitation modelling of various scenarios of Russian economy development, to reveal bottlenecks and to estimate potential effectiveness of measures of government regulation.

Empirical base of research: open data sources provided by Federal State Statistics Service of Russia, Bank of Russia, Ministry of Finance of Russian Federation, Russian Federal Treasury, Federal Tax Service of Russia, Federal Customs Service. For the purposes of the research also were used official Forecasts of social and economic development of Russia, Federal budget law project, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia, strategic planning system documents.

Results of research: Main tendencies of the global economic development and global oil market were revealed. Low oil prices in the mid-term period are the most probable scenario. Key factors of the Russian economic crisis are: structural disproportions in the economy, the budget system adapted to the high oil prices, the credibility gap which causes lowering in investment activity in the private sector and capital outflow. Effects of low oil prices and foreign-policy confrontation intensified negative trends and led to negative economic growth rates. In spite of advantages from devaluation Russian economy remains oil-and-gas-dependent. Oil-and-gas sector showed better dynamics of surplus, wages and investments, in comparison to other sectors. Household sector suffered in 2015 more than any other sector. It concerned with private sector wages slowing down, as well as limitations of indexation of budget transfers under the inflation exceeding 15% year-over-year. Restrained budget and monetary policy oriented to macroeconomic stabilization, is combined with nonmarket adaptation, including outward barriers, coercive influence on business. Regular surveys of macroeconomic forecasting specialists’ opinions, dynamics of cyclical indicators developed for Russian economy, find out high probability of continuing recession in 2016. The analysis of federal budget parameters shows that in conditions of moderate growth of nominal expenditures the expenditure structure deteriorated because of the growth of military and defence spending share, and non-transparent expenses. Mid-term forecast parameters estimated for Russian economy under conditions of low oil prices and sanctions show that the recession in Russian economy can continue no less than two years.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: practical importance of the research includes the possibility to use the research findings in preparing regular informational and analytical reports, addressed to interested organizations Commentaries on forecasting social and economic development of Russia, Federal budget Law project, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia, and recommendations addressed to President, the Government and the Bank of Russia. The results can be implemented for informational, expert and analytical support of Government and Bank of Russia on economics and economic policy questions.

Publications:


Mironov V., Petronevich A. Discovering the signs of Dutch disease in Russia // Resources Policy. 2015. Vol. 46, Part 2. P. 113-126. doi
Mironov V. Russian devaluation in 2014–2015: Falling into the abyss or a window of opportunity? // Russian Journal of Economics. 2015. Vol. 1. No. 3. P. 217-239. doi
Alexeev M., Chernyavskiy Andrey. Taxation of natural resources and economic growth in Russia's regions // Economic Systems. 2015. Vol. 39. No. 2. P. 317-338. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Среднесрочные перспективы развития российской экономики в условиях действия санкций

Приоритетные направления развития: экономика
2015

Целью научного исследования является анализ и оценка перспектив экономического развития России в условиях внешнеполитической конфронтации и действия санкций и контр-санкций.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

  • регулярный мониторинг и анализ макроэкономических процессов в США и Еврозоне, а также ситуации на мировых финансовых рынках; 
  • изучение текущих макроэкономических процессов, происходящих в российской экономике и ее основных секторах (в реальном, банковском, финансовом и бюджетном секторах, в секторе домохозяйств), во внешней торговле, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром; 
  • осуществление регулярного мониторинга денежной, валютной и бюджетной политики и других направлений экономической политики российских властей, в том числе направленной на изменение структуры экономики, оценка макроэкономических последствий принимаемых решений; 
  • изучение международных процессов, связанных с введением и отменой экономических санкций и контр санкций, оценка их влияния на текущую динамику и перспективы развития российской экономики; оценка краткосрочных перспектив российской экономики на основе регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также с использованием системы циклических индикаторов;
  • разработка сценариев развития мировой и российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе на основе макроэкономического моделирования; 
  • подготовка экспертных заключений на официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России; 
  • совершенствование модельного и эконометрического инструментария, необходимого для решения вышеперечисленных задач.

Используемые методы: При анализе текущей ситуации и краткосрочных перспектив российской экономики использовались статистические и эконометрические методы анализа фактических данных, опросы профессиональных макропрогнозистов, а также анализ на основе специально разработанной системы сводных индексов, опережающих общеэкономическую динамику на 1–2 квартала. При прогнозировании на среднесрочную и долгосрочную перспективу использовалась многоразмерная макроэкономическая модель, позволяющая проводить имитационное моделирование различных сценариев развития российской экономики, выявлять ее «узкие места» и оценивать потенциальную эффективность различных мер государственного регулирования.

Эмпирическая база исследования: Информационной базой исследования является весь массив открытой статистической информации, разрабатываемой Росстатом, Банком России, Министерством финансов, Казначейством, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой. Также для выполнения исследований по теме использовались официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, документы системы стратегического планирования РФ.

Результаты работы: В результате проведенного исследования были выявлены основные тенденции развития мировой экономики и тенденции нефтяного рынка. При этом сохранение низких цен на нефть в среднесрочном периоде является наиболее реалистичным сценарием. Ключевыми факторами возникновения кризиса в российской экономике стали накопление структурных диспропорций, адаптация бюджетной системы к высоким нефтяным ценам, кризис доверия, выразившийся в снижении инвестиционной активности в частном секторе и оттоке капитала. Эффекты от падения цен на нефть и усиления внешнеполитического противостояния усилили действие накопившихся негативных тенденций и привели к отрицательным темпам экономического роста. Несмотря на преимущества, созданные девальвацией, в течение 2015 года российская экономика сохранила свою сырьевую ориентацию. Нефтегазовый сектор показал лучшую по сравнению с другими секторами динамику прибыли, зарплат и инвестиций. Наибольшие потери в 2015 году понес сектор домашних хозяйств. Они были связаны как с замедлением роста зарплат в частном секторе, так и с ограничением индексации бюджетных выплат на фоне ускорения инфляции выше 15% в годовом выражении. Наряду с сохранением в целом сдержанной бюджетной и монетарной политики направленной на достижение макроэкономической стабилизации следует отметить усиление в течение 2015 года вектора нерыночной адаптации путем усиления мобилизационных тенденций, роста внешних барьеров, и силового давления на бизнес. Данные регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также динамика циклических индикаторов, разработанных для российской экономики, указывают на высокую вероятность продолжения рецессии и в 2016 году. Анализ параметров проекта федерального бюджета на 2016 год показал, что при умеренном росте расходов в номинальном выражении их структура существенно ухудшилась в связи с увеличением доли расходов на силовой блок, а также непрозрачных и секретных направлений расходов. Сценарные расчеты параметров среднесрочного прогноза развития российской экономики в условиях сохранения низких цен на нефть и санкций показывают, что рецессия в российской экономике может продлиться не менее двух лет.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР (заполняется при возможности практического использования полученных результатов).

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке для распространения и публикации регулярных информационно-аналитических бюллетеней, направленных в адрес заинтересованных организаций Комментариев о прогнозе социально-экономического развития России, проекте Закона о федеральном бюджете РФ, проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, а также разработанных рекомендаций в адрес Президента, Правительства и Банка России. Область применения результатов – информационная и экспертно-аналитическая поддержка Правительства и Банка России по вопросам экономики и экономической политики.

Публикации по проекту:


Mironov V., Petronevich A. Discovering the signs of Dutch disease in Russia // Resources Policy. 2015. Vol. 46, Part 2. P. 113-126. doi
Mironov V. Russian devaluation in 2014–2015: Falling into the abyss or a window of opportunity? // Russian Journal of Economics. 2015. Vol. 1. No. 3. P. 217-239. doi
Alexeev M., Chernyavskiy Andrey. Taxation of natural resources and economic growth in Russia's regions // Economic Systems. 2015. Vol. 39. No. 2. P. 317-338. doi

См. также

Макроэкономические риски для России в среднесрочном периоде и перспективы возврата экономики на траекторию роста

Проблемы и перспективы перехода российской экономики к новой модели экономического роста

Экспертная поддержка разработки государственной политики в сфере экономики и финансов

Разработка сценариев развития российской экономики на перспективу до 2034 года: факторы роста и структурные изменения

Среднесрочные перспективы развития российской экономики и эффекты структурных реформ в условиях жестких бюджетных ограничений

Анализ развития российской экономики, ее важнейших сфер и секторов, определение возможных сценариев выхода российской и мировой экономики из затяжного экономического кризиса. Разработка средне- и долгосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Анализ тенденций развития российской экономики в условиях исчерпания потенциала прежней модели роста и ужесточения внешнеэкономических условий. Разработка кратко- и среднесрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Ключевые слова