• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ рынков в современной экономической социологии: отношенческий аспект

Приоритетные направления развития: социология
2015
Подразделение: Лаборатория экономико-социологических исследований

Цель работы: проведение экономико-социологического анализа современных российских рынков (на примере рынков торговых сетей, финансовых и образовательных услуг, алкогольной продукции, продовольственного рынка, рынка удаленной работы).

Используемые методы: Количественные и качественные методы социологических исследований.

Эмпирическая база исследования: Всероссийский опрос населения,  репрезентирующий взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также отдельных федеральных округов РФ.

  • Схема реализации выборочной совокупности обеспечивает выборку респондентов со следующими характеристиками:
  • суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – 1600 чел.,
  • число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 40;
  • число населенных пунктов (административных территориальных единиц - АТЕ) – не менее 150;
  • число респондентов в одном населенном пункте (АТЕ) – не менее 5 чел.
  • Погрешность выборки – 3,4%
Время проведения опроса – октябрь-ноябрь 2014 г.


Результаты работы:

В области исследования рынка торговых сетей

Исследователи не должны относиться к рынку и социальному обмену как к оппозициям, позволяя рынку ускользать от них в качестве объекта социологического исследования  [Krippner, 2001]. Рынок не только находится под влиянием социальных отношений, но также содержит социальные отношения как укорененный элемент. Предполагается также, что отношенческий / укорененный обмен является многомерным.

Рыночные отношения строятся путем многократных стратегических выборов, сделанных обеими сторонами обмена, которые могут переключаться между транзакционными и отношенческими режимами обмена в каждой фазе цикла контракта. Мы утверждаем, что ни отношенческий, ни транзакционный обмен не преобладает, и большинство из участников рынка более склонны к гибридным формам, а не к чисто транзакционному или отношенческому обмену [Baker, 1990; Uzzi, 1996; Cannon, Perreault, 1999]. Различные элементы транзакционного и отношенческого обмена перемежаются друг с другом.

Создавая общий вывод, мы утверждаем, что рыночный обмен представлен различными гибридными формами, в которых транзакционные и отношенческие элементы перемежаются.

В области ценового поведения москвичей

По результатам исследования выдвигается предположение о том, что в настоящее время можно наблюдать тенденцию к профессионализации потребителей как агентов рынка. Едва ли исследователи могут полагаться на стереотипы крупных игроков со стороны предложения, сводящиеся к суждениям по типу «пипл хавает». Выучиваемая внимательность к ценам – уже не удел стеснённого в средствах человека, но характеристика активного потребителя, способного не только прогнозировать, но и контролировать свои расходы и рыночные выборы.

В области рыночного обмена и обмена дарами в малых городах

Вместо того, чтобы рассматривать неформальную продажу товаров в долг в магазинах как практику реципрокности и взаимопомощи, мы показали, каким образом взаимодействующие стороны выбирают режим взаимодействия – рынок или дарообмен.

В области доверия финансовым институтам

Значение индекса доверия населения финансовым институтам в октябре 2015 г. составило 85 пунктов, что является минимальным показателем за все 7 лет наблюдений и соответствует уровню марта 2009 г.

В результате кризиса материальное положение большинства российских семей ухудшилось. По данным Фонда общественного мнения, если в октябре 2014 г. доля людей, сообщивших об улучшении их материального положения за предшествующий год, была в 2 раза ниже доли тех, кто указал на ухудшение своего материального положения (13% против 25), то к октябрю 2015 г. этот разрыв увеличился уже в 3 раза, пессимистичных оценок стало намного больше: 8% против 46% соответственно. 2015 г. не привел к кардинальному улучшению в динамике ожиданий людей. Отвечая в октябре 2015г. на вопрос «Что у Вас лично вызывает опасения в нынешней ситуации?», 86% респондентов указали на явления, так или иначе связанные с экономическим кризисом – рост цен на товары и услуги, потерю работы (или возможность ее потери), снижение уровня доходов семьи.

В области изучения электронных платежных систем

Было выявлено, что за последние 30 лет информационные и технологии значительно изменили природу денег, «наградив» их новой, технологической коннотацией, Электронные деньги стали источником целой системы платежных средств, инструментов и сервисов, среди которых интернет-банкинг, банковские карты (с/без возможности совершения покупок в Интернете), электронные кошельки, электронные деньги, специализированные платежные системы и др.

Эмпирический анализ показал две важные вещи. Первое – это то, что ЭПС по-прежнему в российской практике рассматривается как специфицированная технология, хотя в то же время наблюдаются тенденции в сторону более широкого распространения за счет упрощения использования и интеграции ЭПС в различные мобильные системы и площадки электронного маркетинга. Одновременно с этим на данный момент ЭПС имеет смысл рассматривать как преимущественно обособленную совокупность платежных систем, поскольку если индивид успешно совершает покупки в сетях Интернет с использованием банковских карт, то скорее он продолжит использовать уже «проверенный и удобный» для него способ, нежели прибегнет к вариантам электронных платежных систем. Устойчивость и доступность сетей Интернет представляет собой базовое условие успешного функционирования ЭПС.

В области ведения домашнего бюджета

Примерно одна четверть россиян утверждает, что в их семьях в письменном виде фиксируются денежные поступления и расходы.

Группа домохозяйств, в которых практикуется домашняя бухгалтерия, не является однородной. Ядро составляют те домохозяйства, в которых ведётся письменный учёт всех финансовых поступлений и расходов. В общем и целом, практика ведения домашней бухгалтерии в России связана с детальным планированием семейных бюджетов и наличием долгосрочной финансовой цели. Члены домохозяйств, в которых скрупулёзно фиксируются все доходы и расходы, склонны не только строить планы, но и строго им следовать. Представители семей, в которых частично учитывается движение финансов, отличает среднесрочное планирование – от трёх месяцев до полугода.

В России ведение семейного бюджета связано не с кредитным поведением членов домохозяйства, а со сберегательным поведением. Люди, в чьих домохозяйствах практикуется домашняя бухгалтерия, не отличаются по своему кредитному и долговому поведению от населения России в целом.

Цифровые технологии все чаще используются для управления семейными бюджетами. В 2015 г. активные пользователи Интернета и мобильного телефона, применяемого для контроля над финансами, составили половину членов домохозяйств, в которых практикуется домашняя бухгалтерия. В общем и целом практика домашней бухгалтерии оказывается независимой от уровня среднедушевых доходов. Все доходные группы в равной мере вовлечены в ведение учёта за семейными финансами.

В области рынков удаленной работы

В результате эмпирического анализа подтвердилась гипотеза о том, что на русскоязычном рынке удаленной работы неформальные социальные связи снижают вероятность оппортунизма со стороны заказчиков.

Несмотря на эмпирические исследования, утверждающие о неэффективности легальных способов защиты от оппортунизма на электронных рынках удаленной работы [Osnowitz, 2010], настоящий анализ показал, что использование такого юридического инструмента как официальный контракт может являться весьма эффективной стратегией.

Наконец, была подтверждена еще одна гипотеза о том, что, несмотря на положительный эффект неформальных социальных связей на снижение вероятности возникновения серьезных видов оппортунизма, этот фактор также приводит к повышению вероятности возникновения менее серьезных его видов, таких как изменение задач и сроков выполнения работы.

В области исследования рынка алкогольной продукции

Сегодня мы наблюдаем возрастающее разнообразие практик потребления алкоголя в российском обществе. Складываются разные комбинации потребляемых алкогольных напитков, которые устойчиво различаются между собой. Более популярными оказываются те, что ассоциируются с потреблением легких и более дорогих напитков. Традиционная же практика активного потребления водки (в сочетании с пивом) постепенно теряет свою популярность, отходя на второй план. Ее носителями, как и ожидалось, являются мужчины среднего возраста.

Еще одним результатом исследования является то, что привычные схемы потребления варьируются в зависимости не только от демографических характеристик, например, пола и возраста, но и от положения в социальной структуре, что согласуется с идеями П. Бурдье [Бурдье, 2005]. Так, удалось выявить, что потребление верхних слоев характеризуется заметным разнообразием.

В области исследования рынка образовательных услуг

Для того чтобы продемонстрировать, как возникает переходное состояние, мы будем использовать три понятия.

Первое понятие – это приписывание ярлыков [labeling], локальная идентификация, которая заключается в отмечании «своих» и знаменует собой возникновение социального сплочения в переходный период. Второе понятие – это создание слухов или сплетен [rumoring]. Третье ключевое понятие – это осуществление перевода (translation). 

Публикации по проекту:


Vadim Radaev. Impact of a New Alcohol Policy on Homemade Alcohol Consumption and Sales in Russia // Alcohol and Alcoholism. 2015. Vol. 50. No. 3. P. 365-372. doi
Ibragimova D., Kuzina O. E., Vernikov A. V. Which banks do Russian households (dis-)trust more?, in: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. P. 548-556.
Radaev V. V. Relational Exchange in Supply Chains and Its Constitutive Elements // Journal of Economic Sociology. 2015. Vol. 16. No. 1. P. 81-99.
Куракин А. А. Немецкая энциклопедия инвайронментализма // Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 177-181.
Карабчук Т. С., Миронова А. А., Ремезкова В. П. Работа или второй ребенок: о чем говорят данные РМЭЗ-ВШЭ? // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 81-105.
Маркин М. Е. Социальное значение электронных денег в современной России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 3-4. С. 121-129.
Душина А. Д., Керша Ю. Д., Ларкина Т. Ю., Проворова Д. Д. Легитимация коммерческого суррогатного материнства в России // Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 62-82.
Kurakin A. A. When the State is Shirking: Informal Solutions for Social Services Provision in Altai Villages // Przeglad Wschodnioeuropejski. 2015. Vol. 6. No. 2. P. 145-159.
Кузина О. Е., Чернышева М. В. Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 154-165. doi
Shevchuk A., Strebkov D. Safeguards against Opportunism in Freelance Contracting on the Internet // British Journal of Industrial Relations. 2018. Vol. 56. No. 2. P. 342-369. doi
Казун А. Д. Установление информационной повестки дня в прессе (на примере вступления России в ВТО) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 13. № 6. С. 91-98.
Стребков Д. О., Шевчук А. В. Трудовые траектории самозанятых профессионалов (фрилансеров) // Мир России: Социология, этнология. 2015. Т. 24. № 1. С. 72-100.

См. также

Ключевые слова