• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах и проблемы безопасности населения (на примере России, Болгарии, Казахстана и Латвии)

Приоритетные направления развития: социология
2015

Цель работы: изучение связи вовлеченности полицейских в неформальную экономическую деятельность с оценками безопасности населения на данных межстранового исследования в России, Казахстане, Болгарии и Латвии.

Используемые методы: анкетный опрос, интервью, экспериментальные методы, анализ данных бюджетной статистики МВД.

Эмпирическая база исследования: анкетный опрос 1850 полицейских в России, Казахстана, Болгарии и Латвии; Данные лабораторных экспериментов в Москве и Алматы (Казахстан), 160 полицейских; Данные бюджетного финансирования МВД РФ, 2004-2014.

Результаты работы:

Проведенный анализ бюджетных расходов МВД РФ позволяет сделать вывод о крайне низком приоритете собственно полиции в финансировании. Было выявлено, что доля расходов на Внутренние войска остается стабильной на протяжении всего анализируемого периода, тогда как доля расходов на МВД последовательно снижалась в 2005-2008 гг., в 2009-2011 гг. росла весьма небольшими темпами, и резко возросла в 2011-2012 гг., выйдя в 2013-2014 гг. на новый стабильный уровень.  

Таким образом, по-видимому, финансирование Внутренних войск не подвержено влиянию политической конъюнктуры, в то время как  финансирование МВД – скорее подвержено (поскольку качественного изменения уровня общеуголовной преступности в этот период не происходило).

Можно сделать вывод, что в 2012-2014 гг. происходило изменение приоритетов политического руководства. Это изменение выражалось в усилении той части МВД, которая по функциям примыкает к Внутренним войскам  - усиление вооруженных формирований МВД. При этом относительная значимость подразделений МВД, непосредственно обеспечивающих противодействие общеуголовной преступности, в этот период снижалось.

Повседневная деятельность российских полицейских, в том числе и неформально-экономическая, разворачивается на пересечении трех институциональных логик: государственной, «клановой» и профессиональной. Рыночная институциональная логика в таком случае, как показано в многочисленных эмпирических исследованиях организационных полей, где она является ведущей, не сводится к простому получению прибыли как доминирующему мотиву участников.

Как показало исследование, существует некий неформальный кодекс, определяющий, что именно может быть куплено за деньги, а что нет. Доступ к большей части подобных услуг ограничен определенными социальными сетями, в которые нужно найти вход через посредника.

Профессиональная логика, укорененная в солидарности, связанной с профессиональным сообществом, существующим поверх прочих организационных рамок, достаточно слабо выражена в текущей ситуации. Полицейские работают под давлением клановой логики, наряду с государственной и профессиональной. Реальные причины существования неформальных экономических практик в российской полиции нужно искать именно в клановой логике, в существовании кланов как таковых.

Российская полиция с момента своего возникновения и до настоящего времени направлялась государственной логикой. Именно она является доминирующей и никакая рыночная логика ей не угрожает. Наиболее слабая логика в работе российских полицейских – профессиональная.

Анализируя коммерциализацию пост-советской полиции, мы выделили два ее основных вида: 1) внутреннюю и 2) внешнюю коммерциализацию.

Внутренняя коммерциализация – это развитие финансовых (коммерческих) отношений внутри правоохранительной системы между индивидуальными полицейскими и полицейскими подразделениями по поводу выполнения служебных функций: открытия, расследования и закрытия уголовных дел, отчетности, продвижения по службе и т.п.

Внешняя коммерциализация охватывает коммерческие отношения правоохранительной системы с населением и бизнесом.

Для изучения внутренней и внешней коммерциализации мы построили две типологии.

Анализ внутренней коммерциализации показал, что большая часть опрошенных полицейских в 4-х странах ей не охвачены, однако около 1/5 включены в такие отношения, когда они вынуждены платить за многое, начиная от материальных ресурсов и заканчивая продвижением по службе, достижением хороших отчетных показателей и др.

Внешняя коммерциализация более широко распространена, в нее включены в той ли иной мере примерно половина опрошенных. Причем она включает в себя как вполне легальные и разрешенные виды деятельности (преподавание, научная и творческая деятельность), так и запрещенные, нелегальные виды – рейдерство, продажа информации и др.

Анализ показал, что внутренняя и внешняя коммерциализация тесно связаны друг с другом. Так, если респондент принадлежит к типу «внешне» некоммерциализированных, то тогда вероятность оказаться в типе «внутренне» некоммерциализированных у него будет более 80%. Для высоко-коммерциализированных такая вероятность заметно ниже, но все же составляет более 50%.

Уровень внешней коммерциализации оказался значимо связан с оценками уровня преступности: есть статистически значимая разница в оценках безопасности между типом некоммерциализированных респондентов и всеми остальными – у некоммерциализированных заметно выше.

Значимая связь внутренней коммерциализации наблюдается с некоторыми оценками качества работы полиции, а именно с теми, которые касаются отношения полиции с населением и соблюдения полицией закона: чем ниже уровень коммерциализации, тем, при прочих равных, лучше эти отношения.

Коммерциализация заметно различается по странам. Самый высокий уровень внутренней коммерциализации в Казахстане, где группа высоко-коммерциализированных респондентов больше, чем две другие, тогда как в Латвии этот уровень относительно мал и подавляющая доля опрошенных относится к группе некоммерциализированных. Болгария и Россия находятся посередине с несколько более высоким уровнем в России.

Что же касается внешней коммерциализации, то здесь с большим отрывом лидирует Россия, а три остальные страны не очень значительно отличаются друг от друга.

Эта разница между странами в уровне и характере коммерциализации объясняется различиями в темпах и особенностях проведения преобразований в постсоветский период, как реформ в полиции, так и общеполитических и общеэкономических трансформаций.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Участие в апробации методики оценки работы участковых уполномоченных полиции с учетом мнения населения. Эта методика была разработана Академией управления МВД РФ (АУ МВД) с участием членов команды данного научного проекта.

Данные проекта также использовались в процессе преподавания учебных курсов в НИУ ВШЭ и университете Торонто, а также при написании аспирантских работ.

Публикации по проекту:


Aymaliev I., Kosals L. Applying Australia’s Experience to Russia’s Anti-Corruption Policies in the Police: An Event Structure Analysis of an Australian Corrupt Network // Мир России: Социология, этнология. 2016. Vol. 25. No. 2. P. 98-122.
Belianin A. V., Kosals L. Collusion and Corruption: an Experimental Study of Russian Police / NRU Higher School of Economics. Series WP9 "Исследования по экономике и финансам". 2015.

См. также

Ключевые слова