• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ стимулов агентов на рынке высшего образования: стратегии, нормы, контракты в академической среде

Приоритетные направления развития: экономика
2015
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Цель: изучение стратегий основных акторов на рынке высшего образования: вузов, профессоров, абитуриентов и студентов.

Используемые методы:

Исследование выполнено в рамках парадигм неоклассической экономической теории, новой институциональной теории и теории человеческого капитала. В работах активно задействованы статистические методы и методы эконометрического моделирования.

Эмпирическая база исследования:

В эмпирических работах используются следующие базы данных проекта «Динамика академической профессии», «Интеграция зарубежных академических работников с академической средой принимающей страны», опросов преподавателей вузов и учащихся, а также статистические данные приемной комиссии университета о приеме абитуриентов.

Результаты работы:

Результаты первого полномасштабного международного исследования, посвящённого феномену академического инбридинга в восьми странах (Аргентина, Испания, Китай, Россия, Словения, Украина, Южно-Африканская республика, Япония) показывают что, сотрудники-инбриды вовсе не всегда уступают остальным своим коллегам с точки зрения научной продуктивности, однако инбридинг ведёт к укреплению сложившейся иерархии и не способствует развитию новаторских идей.

Результаты сравнительного анализа мобильных и немобильных преподавателей на данных исследования «Динамика академической профессии», проведенного в России в 2012 году, показывают, факт смены места работы преподавателем не способствует повышению его публикационной активности и расширению профессиональных коммуникаций. Мобильные преподаватели большую часть рабочего времени отводят на преподавание и реже занимаются административной работой. Они отдают предпочтение исследовательской работе, однако не тратят на нее больше времени, чем их немобильные коллеги. Полученные результаты объясняются особенностями академической системы в России, характеризующейся закрытым рынком труда, высокими издержками поиска и смены места работы, а также восприятием академической мобильности в качестве явления, не соответствующего общепринятым академическим нормам.

Исследование приверженности работников университетов – одна из первых попыток анализа комплексной приверженности (разные компоненты (аффективная, нормативная, основанная на оценке издержек) и объекты (организация, профессия) приверженности). На основе проведенного опроса преподавателей были сделаны выводы о том, что, во-первых, присутствуетслабая, но значимая взаимосвязь между приверженностью преподавателей и их публикационной активностью. Во-вторых, публикационная активность, связанная со статьями в журналах собственного вуза, связана с аффективной и нормативной приверженностью вузу. В-третьих, был получен результат о том, что аффективный компонент приверженности профессии коррелирует с общим количеством публикаций только у тех, кто имеет опыт работы только в одном вузе.

Построенная модель влияния условия академических и административных контрактов на качество найма дает объяснение, почему в одних университетах главы департаментов сменяются, а в других фактически являются бессменными. Показано, что менее талантливые профессора с краткосрочными академическими контрактами зачастую не хотят рисковать своей карьерой, и это может привести к тому, что у них появляется стимул нанимать менее талантливых кандидатов. Это препятствует развитию университета. В условиях асимметрии информации как контракт теньюр, так и долгосрочный административный контракт без права расторжения позволяют смягчить эту проблему.

Анализ приемной кампании в московском кампусе НИУ ВШЭ 2006-2013 годов дает представление о том, как изменился процесс набора абитуриентов в результате введения ЕГЭ – первого и единственного национального вступительного экзамена в России. Число абитуриентов НИУ ВШЭ выросло втрое за анализируемый период. Однако структура поступающих слабо изменилась: доли абитуриентов из московской области и немосковских регионов остались приблизительно теми же. До введения ЕГЭ абитуриенты из Москвы и Санкт-Петербурга имели большее преимущество. Несмотря на уравнивание шансов для абитуриентов из различных регионов России, увеличение числа абитуриентов из немосковского региона было скомпенсировано значительным увеличением высококвалифицированных абитуриентов из московской области. Хотя значительно большее число студентов не из Москвы обучается на бюджетных местах, Москвичи составляют большинство на коммерческих местах.

На основе эмпирических данных по учащимся российского высокоселективного университета, показана значимая положительная взаимосвязь между восприятием риска студентами и вероятностью их отчисления. Таким образом, традиционные модели студенческой интеграции и отчислений могут быть дополнены индивидуальными характеристиками студентов, связанными с отношением к риску, что обычно не рассматривалось в исследованиях факторов, влияющих на отчисление из вуза. На текущую успеваемость влияет только склонность к риску, связанная со здоровьем, что может противоречить исходной модели (поскольку в целом, отношение к риску нейтрально успеваемости), однако в работе предлагаются объяснения полученной взаимосвязи.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты проведенных исследований могут быть использованы университетами при формировании политики найма работников, стимулирования их научной деятельности, повышения степени вовлеченности и приверженности вузу. Кроме того, университеты могут использовать результаты изучения стратегий студентов для формирования среды, которая способствует большей вовлеченности учащихся в образовательный процесс.

Публикации по проекту:


Prakhov I., Yudkevich M. M. Admission Policy in Contemporary Russia: Recent Changes, Expected Outcomes, and Potential Winners, in: International Perspectives on Higher Education Admission Policy: A Reder. NY : Peter Lang Publishing Inc., 2015. P. 83-100.
Altbach P. G., Yudkevich M. M., Rumbley L. E. Academic inbreeding: local challenge, global problem // Asia Pacific Education Review. 2015. Vol. 16. No. 3. P. 317-330. doi
Olga Gorelova, Maria Yudkevich. Academic Inbreeding: State of the Literature, in: Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education. Global Perspectives / Ed. by Maria Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. L. : Palgrave Macmillan, 2015. Ch. 2. P. 17-44.
Prakhov I. The Barriers of Access to Selective Universities in Russia // Higher Education Quarterly. 2016. Vol. 70. No. 2. P. 170-199. doi
Горелова Ольга Юрьевна, Юдкевич М. М. Академический инбридинг: обзор литературы // В кн.: Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании: Глобальные перспективы / Пер. с англ.; отв. ред.: Н. М. Халатянц; под общ. ред.: М. М. Юдкевич, Ф. Дж. Альтбах, Л. Рамбли. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 31-65.
Lovakov A. Antecedents of organizational commitment among faculty: an exploratory study // Tertiary Education and Management. 2016. Vol. 22. No. 2. P. 149-170. doi
Maria Yudkevich, Elizaveta Sivak. Academic Immobility and Inbreeding in Russian Universities, in: Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education. Global Perspectives / Ed. by Maria Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. L. : Palgrave Macmillan, 2015. Ch. 6. P. 130-155.

См. также

Ключевые слова