• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Сравнительный анализ использования и влияния образовательных онлайн-ресурсов сети Интернет на образовательную деятельность детей из семей с различным социально-экономическим статусом, проживающих в территориях разного типа

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015

Цель работы: выявить особенности использования онлайн-ресурсов сети Интернет в образовательных целях детьми из семей с различным социально-экономическим статусом, проживающих на территориях разного типа.

Используемые методы:

  • анализ литературы;
  • анализ данных РМЭЗ;
  • анкетирование руководителей образовательных проектов в Интернет;
  • анализ образовательных онлайн ресурсов российского Интернета,
  • анализ документов образовательной политики.

Эмпирическая база исследования: данные 22-й волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ».

Результаты работы:

Выявлены основные направления исследований применения информационных и компьютерных технологий в школьном образовании, использования школьниками онлайн-ресурсов Интернета в образовательных целях: исследования образовательного потенциала видеоигр, исследования применения игровых элементов (геймификация), изучение обратной связи между учеником и преподавателем при помощи онлайн-средств и использование автоматизированных систем оценивания успеваемости, исследования обучения при помощи визуальных технологий, измерение ИКТ-компетенций. Установлено, что использование информационных технологий для информального и самообразования школьников, его влияние на образовательные результаты является новой, мало изученной исследовательской темой. 

Показано, что на сегодняшний день не сформулировано общее понимания содержания таргетированной политики выравнивания доступа к качественному образованию детей из семей с различным социально-экономическим статусом, проживающих в территориях разного типа, сокращения отставания учащихся из наиболее социально уязвимых групп при помощи образовательных онлайн-ресурсов.  Простое обеспечение технологической инфраструктуры для доступа детей к онлайн-ресурсам не является достаточным условием для преодоления образовательного неравенства. Эффекты от внедрения цифровых технологий в образовании для решения проблем образовательного неравенства проявляются пока только на уровне базовых навыков чтения и математики. Потенциал использования онлайн ресурсов Интернет для самообразования школьников в последние годы рассматривается в документах российской образовательной политики, однако стратегия действий в этой области  не выработана.

Составлена классификация образовательных онлайн ресурсов российского Интернета. Выявлены особенности актуального состояния российского рынка онлайн-образования для школьников: доминирование дистанционного тьюторинга и платных платформ с онлайн-курсами, незначительный сегмент форматов, предполагающих уход от традиционной дидактической модели (образовательные видеоигры, тренажеры и др.), преобладание ресурсов, ориентированных на когнитивное развитие над ресурсами, направленными на развитие некогнитивных навыков, социализацию детей и подростков; более существенная (чем в мире) доля  коммерческих ресурсов.

Определены особенности доступности интернет-ресурсов и их использования  школьниками в образовательных целях в зависимости от уровня образования и экономического положения семей: доступ детей к компьютерной технике и Интернету связан с социально-экономическим положением семьи, но значимых различий в активности использования Интернет в учебе (в том числе для расширения кругозора и получения справочных материалов), связанных с уровнем образования родителей, экономическими ресурсами семьи, типом поселения, в котором проживает школьник, не выявлено. 

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты исследования могут быть использованы в аналитическом и методическом сопровождении государственной образовательной политики по развитию информационной образовательной среды, дополнительного (информального) образования, разработке программ повышения доступа детей и молодежи к качественному образованию за счет онлайн образовательных ресурсов.  

Публикации по проекту:


Марченко Ф. О., Маховская О. Влияние образовательных онлайн-ресурсов и телевидения на жизнеспособность детей из различных социальных групп, in: Жизнедеятельность человека. Индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты.. Москва : Институт психологии РАН, 2016. С. 228-243.