• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

How Research Universities Affect Student Experience in China, Russia and the USA

Priority areas of development: sociology
2015
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The object of research includes undergraduate students from US and Chinese universities – members of the International Consortium “Student Experience in the Research University” and undergraduate students from leading Russian universities. 

Data sources:

  • Data of the International Consortium “Student Engagement in Research University” collected in 2014 on undergraduate students at twenty American, three Chinese and one Russian research universities;
  • Data of the project “Trajectories and Experience of Students at Russian Universities” collected in 2015 on undergraduate students at eleven Russian universities;
  • Semi-structured interviews with students at two Russian research universities carried out in 2015.

The The object of research includes undergraduate students from US and Chinese universities – members of the International Consortium “Student Experience in the Research University” and undergraduate students from leading Russian universities. following methods were used in this study:

  • quantitative analysis: descriptive analysis including analysis of descriptive statistics, estimation of contingency tables using Chi-square criterion, correlation analysis;
  • qualitative analysis of interviews.

The obtained results are as follows:

  • Most students at Russian universities are not generally exposed to high-impact practices. They also spend less time and effort on independent self-directed learning, compared to students in the US. The learning experience of Russian students is similar to the experience of their Chinese counterparts. At the same time, most students in all three countries demonstrate high level of satisfaction with the quality of teaching.
  • Differences in the level of engagement in learning process seem to be more substantial across academic disciplines rather than across countries. Students majoring in humanities and social sciences demonstrate higher levels of engagement.
  • Female students and students planning to study or work abroad, or to continue their studies in graduate/postgraduate school, appear to be more engaged learners. While in the US student engagement is higher among juniors and seniors, in Russia and China, on the contrary, seniors often appear to be relatively less involved, compared with freshman and sophomore students.
  • The rate of student-faculty interaction is lower in Russian universities, compared to their counterparts abroad. Moreover, while in Russia this rate is relatively low especially among students majoring in engineering and natural sciences, in China and the USA cross-major differences are less prominent. Frequency of student-faculty interactions is increasing by the end of the training, and it is not influenced by gender of students.
  • A significant gain in skill improvement while studying in university is more typical for students in China and the USA. Learning gains are positively related to engagement in learning activities in all three countries.
  • Student time use differ greatly across Russia, China and the USA. Russian students spend significantly more time on learning activities inside of class than their American counterparts, but slightly less than Chinese students. Russian students also spend relatively less time on paid work, compared to students from other universities.
  • Russian students demonstrate relatively lower degree of participation in extracurricular activities as a result of weak support from universities.

Publications:


Chirikov I. The Mystery of Russian Students: Poor Learning Experience, High Satisfaction // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. No. 3. P. 10-11.
Семенова Т. В., Рудакова Л. М. Барьеры при прохождении массовых открытых онлайн-курсов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 36-48.
Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Эффект самоотбора при формировании онлайн-панели: опыт первого года лонгитюдного исследования студентов НИУ ВШЭ // В кн.: Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под общ. ред.: А. В. Шашкин, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдов. М. : ООО "Онлайн маркет интеллидженс", 2016. С. 237-266.
Chirikov I. Do Russian research universities have a secret mission? A response to Forrat // Post-Soviet Affairs. 2016. Vol. 32. No. 4. P. 338-344. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние образовательной среды исследовательских университетов на опыт студентов в Китае, России и США

Приоритетные направления развития: социология
2015
Подразделение: Институт образования

Объектом исследования выступили студенты американских, китайских вузов-участников международного консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» и студенты российских вузов-участников межвузовского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России».

Цель исследования состояла в сравнительном анализе особенностей образовательной среды и студенческого опыта в исследовательских университетах США, России и Китая.

Эмпирической базой исследования выступали:

  • данные проекта «Студенческий опыт в исследовательском университете» по студентам двадцати американских, трех китайских и одного российского вузов, собранные в 2014 г.;
  • данные проекта «Траектории и опыт студентов университетов России» по студентам одиннадцати российских вузов, собранные в 2015 г.
  • полуструктурированные интервью, проведенные в 2015 г. со студентами двух российских вузов.

В рамках исследования использовались следующие методы:

  • статистический анализ, включающий в себя расчет дескриптивных статистик, построение таблиц сопряженности, корреляционный анализ, расчет статистики хи-квадрат;
  • качественный анализ интервью.

В рамках исследования были получены следующие результаты:

  • Образовательная среда российских вузов не предполагает вовлечения большинства студентов в виды учебной деятельности, предполагающие высокий уровень самостоятельности и интеллектуальной работы, в чем проявляется сходство с китайскими вузами и отставание от американских исследовательских университетов. При этом студенты всех трех стран демонстрируют высокий уровень удовлетворенности качеством преподавания, как общеобразовательных дисциплин, так и дисциплин по специальности.
  • Различия в учебной деятельности по направлениям подготовки во многих случаях являются более существенными, чем межстрановые. Более активными студентами являются те, кто обучаются на гуманитарных и социальных специальностях во всех трех странах.
  • В среднем наибольшую активность в учебе демонстрируют учащиеся женского пола, а также студенты, собирающиеся учиться или работать за границей, либо продолжить образовательный трек, поступив в магистратуру/аспирантуру. В американских вузах наиболее высокая активность студентов наблюдается на последнем курсе обучения, в то время как в Китае и в России, напротив, старшекурсники чаще оказываются относительно менее вовлеченными, по сравнению с теми, кто только недавно поступил в университет.
  • Плотность взаимодействия студентов с преподавателями сравнительно ниже в российских вузах, по сравнению с зарубежными. При этом если в России с преподавателями значительно реже общаются обучающиеся на инженерных и естественных направлениях подготовки, в американских и китайских университетах различия по направлениям подготовки менее выражены. Плотность общения с преподавателями увеличивается к концу обучения, а также не сильно различается в зависимости от пола студентов. 
  • Существенное улучшение большинства компетенций в процессе обучения более характерно для студентов Китая и США. Развитие компетенций положительно связано с проявляемой учебной активностью во всех трех странах.
  • Бюджеты времени студентов в сильной степени различаются в России, Китае и США. Так российские студенты тратят на различные виды аудиторной учебной нагрузки существенно больше времени, чем студенты американских вузов и несколько меньше, чем студенты китайских вузов. Также в России, по сравнению с зарубежными вузами, ниже вовлеченность в деятельность студенческих клубов и организаций, а также меньше времени уделяется оплачиваемой работе.
  • Низкий уровень вовлеченности во внеучебную деятельность российских студентов обусловлен, прежде всего, несформированностью инструментов поддержки со стороны вуза. 

Публикации по проекту:


Chirikov I. The Mystery of Russian Students: Poor Learning Experience, High Satisfaction // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. No. 3. P. 10-11.
Семенова Т. В., Рудакова Л. М. Барьеры при прохождении массовых открытых онлайн-курсов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 36-48.
Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Эффект самоотбора при формировании онлайн-панели: опыт первого года лонгитюдного исследования студентов НИУ ВШЭ // В кн.: Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под общ. ред.: А. В. Шашкин, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдов. М. : ООО "Онлайн маркет интеллидженс", 2016. С. 237-266.
Chirikov I. Do Russian research universities have a secret mission? A response to Forrat // Post-Soviet Affairs. 2016. Vol. 32. No. 4. P. 338-344. doi