• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Cтартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2015

Целью работы является проведение международного сравнительного исследования готовности к школе учащихся первых классов в России и других странах-участниц исследования iPIPS, оценки прогресса детей в течение 1-ого учебного года (включая оценку вклада школы в учебные достижения первоклассников в России и других странах), а также анализ факторов, влияющих на образовательные достижения детей в первом классе.

Для реализации своей основной цели в рамках исследования были решены следующие задачи: 1) подготовка и проведение второго цикла измерения (тестирования и сбора контекстных данных) образовательных достижений первоклассников для оценки их прогресса в конце первого учебного года на широкомасштабной выборке; 2) проведение психометрического анализа характеристик заданий в сравнении с международной базой iPIPS; 3) создание итогового алгоритма компьютерного адаптивного тестирования (КАТ), проведение пилотного исследования по использованию данного алгоритма и проведение первого цикла измерений с применением КАТ; 4) проведение сравнительного анализа готовности к школе и оценки прогресса российских детей и детей из других стран–участниц исследования iPIPS; 5)       проведение статистического анализа связи контекстных факторов с достижениями первоклассников в конце первого года обучения;

Используемые методы

Исследование проводилось на базе комплексного подхода, в основе которого лежат современные принципы измерений в области образования. Основной инструментарий, используемый для измерения прогресса первоклассников, - инструмент iPIPS призван обеспечить сравнимость результатов тестирования, полученных на разных выборках, в различное время и по частично различным тестам. В качестве основы для выбора модели тестирования используется современная теория тестирования (Item Response Theory, IRT).

Методология исследования предполагает комбинирование количественных методов вторичного и первичного анализа данных. Первичный анализ данных строится на базе IRT и включает в себя оценку надежности используемого набора заданий (инструмента iPIPS), оценку их психометрических свойств, согласованности ответов испытуемых выбранной модели тестирования (однопараметрической модели Раша), а также анализ размерности шкал инструмента и оценку справедливого функционирования заданий инструмента по отношению к различным группам испытуемых. Количественная часть включает использование методов статистического анализа данных, в том числе корреляционного, дисперсионного, регрессионного, кластерного и факторного анализов.

Эмпирическая база исследования

В 2014—2015 г. были проведены два этапа исследования iPIPS (стартовая диагностика — осенний этап и оценивание прогресса — весенний этап) в трех регионах: Москва, Татарстан и Красноярск.

Эмпирическая база исследования представляет собой данные обследования первоклассников в Республике Татарстан. По итогам первого этапа оценивания были собраны результаты стартовой диагностики 1568 первоклассников. Во время второго цикла обследования было потеряно около 17% выборки, что объясняется отсутствием детей на занятиях в период тестирования. Итоговое число первоклассников, прошедших оба этапа обследования, составило 1305 человек из школ разного статуса.  Данные тестирования включают результаты диагностики детей на входе в школу и в конце первого года обучения: базовые когнитивные навыки в чтении, математике, фонологическую грамотность, а также результаты оценивания психологического, социального и эмоционального развития детей и обширную контекстную информацию (об учителях и родителях).

Кроме этого, международное сравнительное исследование проводилось на выборке г. Красноярска и данных одной страны-участницы международного исследования iPIPS - Шотландии. По итогам первого этапа оценивания были собраны результаты стартовой диагностики 1438 первоклассников. Во время второго цикла обследования было потеряно около 4% выборки. Итоговое число первоклассников, прошедших оба этапа обследования, составило 1392 человека. Выборка Шотландия составила 6627 детей на входе и столько же детей на выходе из первого класса.

Результаты работы

В соответствии с задачами проекта в 2015 г. была осуществлена подготовка, организация и проведение второго цикла измерения образовательных достижений первоклассников для оценки их прогресса в конце первого учебного года на широкомасштабной выборке первоклассников, протестированных осенью 2014 г.

По результатам второго этапа тестирования были созданы следующие базы данных (для каждого региона): 1) база данных учебных достижений выборки первоклассников на конец первого года обучения в школе; 2) база данных социального и эмоционального развития выборки первоклассников; 3) база данных поведенческих характеристик выборки первоклассников; 4) база данных по результатам анкетирования учителей

Проведена  первичная обработка и анализ результатов второго цикла тестирования, в частности: 1) получены и проанализированы дескриптивные статистики данных первоклассников в когнитивной части инструмента Ipips; 2) проведен предварительный анализ психометрических характеристик инструмента; 3)        построены шкалы по математической и вербальной частям инструмента по результатам второго пилотного тестирования; 4) разработана методика шкалирования результатов детей и проведена оценка прогресса детей за первый год обучения в школе. Проведено исследование по оценке связи прогресса детей с различными факторами, включая социальное и эмоциональное развитие ребенка, поведение, а также характеристики семьи ребенка и образовательной среды. Нам удалось выделить устойчивые паттерны развития, характерные для российского первоклассника (на  примере одного из регионов страны) на входе в школу. Выделение групп первоклассников на основе когнитивных и некогнитивных показателей нам кажется наиболее значимым результатом исследования, так как в этом случае оценка производится более комплексно и позволяет учитывать различные направления развития ребенка.

Помимо эмпирически показанного на крупной российской выборке вывода — возможности констатировать наличие устойчивых типов развития, в котором органично сочетаются социальные, эмоциональные, личностные и когнитивные аспекты, – полученные результаты обладают, на наш взгляд, и практической ценностью. Для учителя эти данные могут быть полезны для выстраивания индивидуальных стратегий взаимодействия с детьми.

Проведена работа по созданию итогового алгоритма КАТ с учетом начатой в 2014 г. теоретической работы по проектированию его дизайна. В ходе работы был окончательно оформлен и откалиброван банк заданий тестирования, произведена оценка и корректировка параметров заданий, а также разработаны параметры администрирования КАТ версии инструмента (выбраны правила старта программы, правила адаптивного отбора заданий, правила оценивания заданий и испытуемых,  правила завершения сеанса работы программы). Проведена апробация двух версий компьютерного адаптивного алгоритма: офлайн и онлайн версий в трех регионах — Москве, Красноярске и В. Новгороде на ограниченных выборках первоклассников. 

Проведен первичный анализ данных апробаций, а именно психометрический анализ тестовых результатов испытуемых, включая оценку функционирования имеющихся и новых заданий инструмента, оценку параметров заданий по результатам испытуемых, оценку иерархичности заданий. Показана сопоставимость результатов тестирования в двух форматах — с помощью буклета и в компьютерной форме.

В 2015 г. было продолжено исследование, начатое в 2014 г. на малой выборке российских детей, по сравнению детей разных стран на входе в систему образования и измерения их прогресса за первый год обучения в школе.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования iPIPS, полученные в ходе стартовой диагностики и оценки прогресса детей в регионах предназначены в первую очередь для школ и учителей обследованных классов. По результатам исследования каждый директор школы и каждый учитель получают отдельные отчеты с результатами диагностики их учащихся. Отчеты содержат результаты школы в сравнении с другими школами региона, результаты отдельных классов в сравнении друг с другом, а также индивидуальные результаты всех обследованных учеников по когнитивному, и по некогнитивному развитию. Отчеты сопровождаются рекомендациями по совершенствованию учебного процесса в соответствии с результатами исследования.