• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительное международное исследование готовности к обучению и качества подготовки студентов технических специальностей вузов в странах БРИК

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2015

Целью работы является проведение сравнительного международного исследования готовности студентов технических специальностей стран БРИК к обучению в вузе, а также качества их подготовки по завершении определенного этапа обучения.

Для достижения основной научной цели проекта были решены следующие научные задачи: 1) разработка инструментов, позволяющих оценить качество базовой подготовки студентов по окончании бакалавриата и пригодных для международного исследования; 2) проведение апробации разработанных инструментов и психометрического анализа характеристик заданий, валидизация инструментов для российской выборки и других стран – участниц проекта; 3) адаптация тестов критического мышления и числовой грамотности, предоставленных университетом Стэнфорда, для использования в проекте в качестве тестов общего когнитивного развития; 4) проведение в России первой волны сравнительного международного исследования готовности к обучению в вузе студентов технических специальностей вузов и качества их подготовки по окончании базового цикла обучения (после двух лет обучения в вузе).

Используемые методы

Для построения инструментов, количественного анализа результатов тестирования и валидизации методик использовались методы современной теории тестирования IRT и методы математической статистики. В частности, IRT моделирование использовалось для анализа качества тестовых заданий, а также для анализа надежности и размерности тестов. Кроме того, был проведен DIF анализ заданий для исследования: а) кросс-культурной сопоставимости результатов тестирования, и б) обоснования возможности создания общей шкалы для двух стран. В качестве модели тестирования использовалась дихотомическая модель Раша.

Эмпирическая база исследования

Осенью 2014 г. была проведена апробация инструментария исследования – тестов по математике и физике для студентов 1-го и 3-го курсов. Выборку составили студенты 1 и 3 курсов вузов, обучающиеся по направлениям «Электротехника» и «Информатика». Дизайн выборки учитывал следующие характеристики отобранных вузов: их статус (и элитные, и не-элитные университеты должны были быть представлены) и расположение (в выборке должны были быть представлены как вузы, расположенные в крупных городах, так и вузы, расположенные в небольших городах). В выборку вошли 11 российских университетов и 11 китайских университетов. В каждом университете были случайным образом отобраны по 60 студентов 1-го и 3-го курсов отобранных направлений подготовки. Если в рамках соответствующей группы специальностей обучалось меньше 60 студентов, то опрашивались все. В рамках каждой группы между студентами были случайным образом распределены тесты по математике и по физике. В итоге выборки составили 1797 студентов в России и 1802 студента в Китае.

В 2015 году была проведена первая волна основного исследования. Эмпирическая база исследования представляет собой данные обследования студентов первого и третьего курса 34 отобранных методом случайной выборки вузов России, реализующих программы подготовки инженеров.

Сначала с помощью экспертных оценок были отобраны укрупненные группы направлений (УГН), обладающие достаточным сходством со специальностями, по которым обучают в Китае. В результате были отобраны специальности двух укрупненных направлений – электротехника (ЕЕ) и компьютерные науки (CS). В группу ЕЕ вошли следующие российские УГН: Электроэнергетика и электротехника, Электроника и наноэлектроника; Оптотехника; Радиотехника; Инфокоммуникационные технологии и системы связи; Лазерная техника и лазерные технологии. В группу КН вошли следующие специальности: Информатика и вычислительная техника; Информационные системы и технологии; Прикладная информатика; Информационная безопасность; Математическое обеспечение и администрирование компьютерных систем; Математика и информатика.

Среди всех российских вузов, осуществляющих соответствующие программы подготовки, было отобрано 35. Один отказался от участия в исследовании из-за выборов ректора, в результате осталось 34 вуза. В них были случайным образом отобрано 5304 студента первого и третьего курса. Доля протестированных от изначальной выборки составила 91%. В результате было протестировано 4827 студентов первого и третьего курса.

Российским студентам было предложено выполнить тесты двух типов. Это тесты предметной направленности – математика и физика либо математика и информатика; тесты когнитивного развития – критическое мышление+ креативность, либо числовая грамотность + креативность. Российские студенты также заполнили биографический опросник.

Кроме того, были проведены опросы преподавателей, которые вели математику и физику у студентов третьего курса, и администраторов, ответственных за осуществление соответствующих образовательных программ.

Международное сравнительное исследование предполагается проводить на базе российских инженерных вузов и инженерных вузов другой страны-участницы – Китая. В Китае тем же способом были отобраны вузы, осуществляющие подготовку по группам специальностей ЕЕ и КН. В этих вузах были случайным образом отобраны студенты первого и третьего годов обучения. Также в Китае был проведен опрос администраторов и преподавателей.

Результаты работы

В соответствии с задачами проектав 2015 году была проведена первая волна международного сравнительного исследования готовности к обучению в вузе студентов технических специальностей (тестирование студентов первого курса) и качестваих подготовки по окончании базового цикла обучения (после двух лет обучения в вузе). Было проведено анкетирование преподавателей и администраторов, позволяющее оценить факторы, связанные с обучением в вузе и качеством подготовки студентов технических вузов в России и Китае. Было также проведено анкетирование студентов, которое тоже позволяет выявить факторы, влияющие на готовность студентов к обучению в вузе, а также качество подготовки инженерных кадров в России и Китае.

В рамках проекта был также разработан валидный, надежный обеспечивающий возможности для международных сравнений инструментарий, позволяющий оценить подготовку абитуриентов на входе в вуз и качество подготовки студентов в вузе. Данный инструментарий включает в себя, как тесты академических достижений (математика, физика, информатика), так и тесты когнитивного развития (критическое мышление, числовая грамотность, креативность).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования готовности к обучению и качества подготовки студентов рассчитаны, во-первых, на органы управления образованием и, во-вторых, на руководство вузов. По итогам исследования руководство каждого вуза, принявшего в нем участие, получит детализированный отчет, представляющий подробный анализ результатов данного вуза. Этот отчет позволит, во-первых, выстроить политику обучения студентов-первокурсников с учетом особенностей их подготовки в школе и, во-вторых, усовершенствовать подготовку инженерных кадров в Российской Федерации.

Кроме того, органы управления образованием в Российской Федерации смогут получить представление о качестве подготовки абитуриентов в России в сравнении со странами БРИК, о качестве подготовки инженерных кадров в России, в сравнении со странами БРИК и о факторах, влияющих на особенности подготовки инженеров в России и странах БРИК. С учетом всего перечисленного выше, будет возможно выстроить эффективную политику совершенствования инженерного образования в Российской Федерации, а также образования в области физики и математики в школе.

Публикации по проекту:


Van de Vijver F., He J., Куликова (Пономарева) А. А. Country-level correlates of educational achievement: evidence from large-scale surveys // Educational Research and Evaluation. 2017. Vol. 23. No. 5-6. P. 163-179. doi
Болотов В. А., Карданова Е. Ю., Енчикова Е. С., Илюшина Н. В., Наводнов В. Г. К вопросу об оценке качества высшего образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 3-8.
Kardanova E., Enchikova E. S., Shi H., Johnson N., Liu L. O., Mao L., Loyalka P. Constructing Tests that Can Measure and Compare the Maths and Physics Skills of Engineering Students in Russia and China / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015. No. WP BRP 28/EDU/2015 .
Kardanova E., Loyalka P., Chirikov I., Liu L., Li G., Wang H., Enchikova E., Shi H., Johnson N. Developing instruments to assess and compare the quality of engineering education: the case of China and Russia // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2016. Vol. 41. No. 5. P. 770-786. doi