• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современное детство: социализация внутри и вне системы образования

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015

Цель работы: задать объемлющую рамку исследований социализации детей и подростков в современном мире и предложить инновационные способы эмпирического исследования процессов социализации.

Используемые методы: теоретический анализ конструктов, задающих целостную рамку социализации/развития ребенка.

Эмпирическая база исследования: проведены интервью с подростками на предмет их свободного времени, опрос родителей школьников, матерей с маленькими детьми.

Результаты работы: Представлена и описана объемлющая рамка исследования социализации – «пространство взросления»; разработан, описан и апробирован пакет инструментов выявления содержания общения и проведения свободного времени современными подростками. Инструменты носят проективно-клинический характер. Выявлены следующие особенности современного подростническтва: неразличимость он-лайн и офф-лайн общения, использование технических средств для постоянной фиксации происходящего, редактирование образа себя в настоящем и  прошлом.

Проведенное исследование подтвердило продуктивность введенного конструкта  “пространство взросления”, в результате получены следующие новые данные о процессах социализации.

В современных условиях социализация осуществляется на пересечении (по меньшей мере) трех пространств взаимодействия - в школе, в семье и со сверстниками. Эти пространства не изолированы, а сложным образом переплетены. Их взаимовлияние задает сложный и уникальный для каждого ребенка и подростка ландшафт его взросления.

Семья (в отношении функций воспитания ребенка) в наших исследованиях предстает сложным организмом, находящимся в неоднородных отношениях с социумом и в отношениях внутри семьи. Это новый для отечественных наук вывод, который удалось обнаружить за счет целостного представления пространства взросления.

Сущностью социализации является событийность (по Ю.Лотману) - именно она задает пространство актуальных переживаний. Мы исследовали событийность лишь в пространстве взаимоотношений сверстников, но она, по всей вероятности, проявит себя и в дальнейших исследованиях внутрисемейных отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные в исследовании результаты стали основанием разработки модели обучения родителей в рамках тренинга родительской самоэффективности, и программы обучения (тренинг проведен в марте-апреле 2015; 40 часов, 16 участников).

Разработана методика описания территории, на которой расположена образовательная организация; методика позволяет описать барьеры в доступе, оценить качество образовательных сервисов доступных ребенку или подростку сервисов и сформулировать систему рекомендаций по развитию территории.  

Публикации по проекту:


Sivak E. Managing grandparental involvement in child-rearing in the context of intensive parenting // Sociological Research Online. 2018. Vol. 23. No. 4. P. 830-846. doi
Поливанова К. Н., Вопилова И. Е. Современное родительство: постановка проблемы // В кн.: Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции / Под общ. ред.: Б. И. Хасан, Л. А. Новопашина. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2015. С. 75-77.
Поливанова К. Н. Социальное картирование как инструмент анализа повседневности современного детства // В кн.: Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции / Под общ. ред.: Б. И. Хасан, Л. А. Новопашина. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2015. С. 221-226.
Polivanova K. N., Vopilova I., Nisskaya A. Parenting education history and modern trends: Self-efficacy as a methodological base for the development of educational programs for parents / NRU HSE. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2016. No. 04.
Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 3. С. 1-11.
Polivanova K. N., Koroleva D. Video re-makes as a ‘voice’ for adolescents // Journal of Adolescent Research. 2016