• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Динамика и институциональное многообразие систем высшего образования в постсоветских странах

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015
Подразделение: Институт образования

Цель работы заключается в описании институционального многообразия системы высшего образования, которое отражает функциональные трансформации институтов и внешней, по отношению к вузам, среды в странах постсоветского пространства после распада СССР.

Используемые методы: Методология исследования включает углубленное структурированной исследование через анализ документов, вторичной литературы и интервью и оценка разнообразия через анализ типов вузов в рамках национальной системы высшего образования.

Эмпирическая база исследования: В целях анализа трансформаций системы высшего образования были использованы данные о развитие системы высшего образования из открытых источников таких, как World Bank, Национальные бюро статистики, Национальные центры экспертизы, сборники Народное хозяйство СССР, статистика Министерства высшего образования (Министерства образования).

Результаты работы: Отчет содержит в себе три части, посвященных анализу трансформаций высшего образования в трех странах постсоветского пространства – Грузии, Беларуси и Таджикистане.

В ходе реализации работы были получены следующие результаты:

  • опираясь на обширные данные из различных национальных источников, было описано, каким образом система высшего образования Грузии, Беларуси и Таджикистана трансформировались за последние 25 лет, определили основные изменения в политике, которые помогли сформировать существующую систему, а также представили сложившуюся на настоящий момент организационную структуру высшего образования в странах.
  • в рамках изучения системы высшего образования Грузии было выявлено, что в течение последней четверти века система претерпела множество существенных изменений: из советской централизованно планируемой системы она начала преобразовываться в независимую, функционирующую в рамках рыночной экономики, и, кроме того, ей пришлось столкнуться со всеми общемировыми проблемами.
  • в рамках анализа трансформаций системы высшего образования Беларуси также были выделены важнейшие изменения горизонтальной и вертикальной дифференциации. В рамках анализа институционального ландшафта высшего образования Беларуси мы определили классификацию вузов, которая включает шесть типов вузов.
  • в рамках изучения системы высшего образования Таджикистана были выявлены существенные трансформации институциональных структур, образовательных программ и моделей финансирования, которые заместили унифицированный подход, существовавший в Советском Союзе.
  • в рамках анализа институционального ландшафта высшего образования Таджикистана мы определили классификацию вузов, которая включает шесть типов вузов.
  • Ключевой  результат исследования – получение нового знания о институциональном многообразии в высшем образовании на постсоветском пространстве как примере совокупности транзитных обществ с общим прошлым. Результатом является характеристика дифференциации траекторий развития национальных систем, определяющих ее факторов и выбора политик в сфере высшего образования.

 

Публикации по проекту:


Semyonov D., Platonova D. Stages of Policy Changes and Institutional Landscape of Russian Higher Education // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 2(8). P. 23-24.
Leshukov O., Platonova D., Semyonov D. Does Competition Matter? Efficiency of Regional Higher Education Systems and Competition: Case of Russia / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2015. No. WP BRP 29/EDU/2015 .
Semyonov D., Platonova D. Diversification in Russian higher education
Semyonov D., Platonova D. Policy Patterns in Post-Soviet Higher Education: Borrowing Concepts and Structures // Educational Research. 2015
Semyonov D., Platonova D. Program Diversification and Specialization in Russian Higher Education Institutions / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014. No. 17/EDU/2014.
Платонова Д. П. Горизонтальная и вертикальная дифференциация системы высшего образования в России // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 19-30.