• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьная дифференциация и ее последствия

Приоритетные направления развития: социология
2015
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Объект исследования: социальная дифференциация учеников в локальных образовательных контекстах разного уровня.

Цель работы: анализ многоуровневой социальной дифференциации с учетом образовательных сред, дисциплины, а также установок учащихся в отношении учебы и их рискового поведения.

Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу проекта составили качественные и количественные данные, собранные Лабораторией в предыдущие годы, а также данные, собранные в 2015 году: опросы (1) 135 учащихся колледжа – 5-ая и 6-ая волны лонгитюдного опроса; (2) родителей учеников начальной школы (13 школ, 474 анкеты); (3) опрос старшеклассников Невского района (49  учреждений, 2692 учеников); (4) учащихся  первого курса из колледжей Санкт-Петербурга (13 колледжей, 408 учащихся).

Результаты работы:

Выработана и протестирована методика оценки качества учебных заведений с учетом сложившейся дифференциации и особенностей треков. Для общеобразовательных учреждений разработана методика по оценке эмоционального благополучия учеников в школе с учетом социального контекста школы. Для трека, предназначенного для получения среднего профессионального образования, методика направлена на оценку престижа получаемой профессии и профессиональной вовлеченности, также с учетом неравных «стартовых позиций».

Выделен ряд локальных и универсальных факторов дифференциации, объясняющих процессы поляризации общеобразовательных школ по академическим установкам, социально-экономическим показателям и эмоциональному благополучию учеников. Благодаря уникальным данным, собранным в ходе проекта, определены границы catchment area школ Петербурга и представлены структурные объяснения наблюдаемым различиям в паттернах сортировки учеников между школами в рамках одного района.

Определено, что логика выбора начальной школы родителями зависит в первую очередь от структурных ограничений (доступности и разнообразия учебных заведений в округе), а также от установок относительно образовательного процесса и его результатов. Повышенный статус школы в разных условиях воспринимается либо как залог академического успеха ребенка, либо как символ престижа. Образованные семьи в ситуации достаточно свободного выбора также ориентированы на поиск школы с гомогенным составом учащихся.

При сравнении эффектов этнического и миграционного статуса выявлено, что различия в образовательных шансах и академических установках школьников объясняются наличием опыта переезда, даже если он произошел внутри одной страны. Этничность учащихся сама по себе не является дифференцирующим фактором.

Описаны негативные изменения в профессиональных установках, происходящие в процессе обучения в колледже. Показана важная роль поддержания дисциплины в среднепрофессиональных учебных заведениях. Представлены различия в факторах, объясняющих рисковое поведение учащихся колледжей и школ.

Продемонстрированы контекстуальные различия во влиянии внешкольных занятий на успехи и установки школьников. Аргументирована необходимость развития сети учреждений внеклассной деятельности в первую очередь в малых городах и поселках.

Степень внедрения результатов НИР:

Результаты проекта были представлены на международных конференциях и семинарах в Москве и Европе (Прага-ESA; Аскона-PIR; Линчёпинг-IAS; Лондон – CHI PlAY; Кельн – GESIS).

В сотрудничестве с Методическим центром Невского района была протестирована методика оценки качества школ и онлайн-анкетирования с дальнейшей возможностью тестирования и добора данных для лонгитюдного исследования. Району предоставлен подробный отчет. Достигнута договоренность с несколькими другими районами города и области о внедрении тестирования. По итогам всех опросов Лаборатория предоставляет индивидуальные отчеты для учебных заведений с информацией о социально-психологических характеристиках контингента и организационной среде, а также месте учебного заведения по этим параметрам в общем распределении.

Область применения:

Результатами исследования интересуются работники районных и городских комитетов образования, а также руководство отдельных образовательных учреждений. Разработанная методика оценки качества образовательных учреждений (школ и колледжей) позволяет оценить эффект каждого учреждения с учетом социально-экономических характеристик контингента или социального контекста учреждения. Результаты исследования могут использоваться при формировании политики в сфере образования на нескольких уровнях.

Публикации по проекту:


Александров Д. А., Иванюшина В. А. О проблеме и книге в целом // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 1. С. 8-28.
Paul Okopny, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Games, in: Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. NY : Springer International Publishing, 2015. P. 218-222. doi
Vadim Voskresenskiy, Kirill Sukharev, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Online Communication in Apartment Buildings, in: Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. NY : Springer International Publishing, 2015. P. 52-55. doi