• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюджетное финансирование и региональный рост в РФ: баланс инвестиций в развитие экономики и социальных расходов регионов

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2015

Проведенное исследование является продолжением исследования, проводимого в 2013 – 2014 гг.: «Динамика и взаимосвязь человеческого капитала, качества управления и экономического роста в Регионах России (2000-2011 гг.)» (2013 г.), «Динамика и взаимосвязь человеческого капитала, качества управления и экономического роста в регионах России (2000-2012гг.)» (2014г.), проекта, целью которого было определение подходов к построению эконометрической модели оценки развития 83 субъектов РФ по показателям качества управления, человеческого капитала и экономического роста.

Настоящее исследование посвящено изучению факторов, оказывающих влияние на формирование межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях. В ходе изучения зарубежного опыта осуществления политики межбюджетных выравниваний были выявлены ключевые страновые типы выравниваний. Были проанализированы существующие подходы и методики межбюджетных выравниваний, применяемые в России. Межбюджетные трансферты направлены как на обеспечение выполнения бюджетных обязательств всеми регионами РФ, неравенство положения которых определено природно-географическими, социально-экономическими и историческими факторами, так и на обеспечение социально-экономического роста.

В ходе исследования были рассмотрены показатели уровня жизни населения и инвестиционного развития регионов и сделана попытка изучения их взаимосвязи с проводимой региональной бюджетной политикой. Одними из задач исследования стали проверки следующих гипотез, а именно: объем трансфертов влияет на рост доходов в регионе, динамика трансфертов положительно влияет на инвестиционный потенциал регионов, взаимосвязь изменения объемов дотаций и среднедушевых денежных доходов. Была проанализирована степень зависимости регионов от трансфертов и заимствований.

Методика исследования опирается на статистический анализ эмпирических данных по финансовому и экономико-социальному развитию регионов, включая данные рейтингов социально-экономического развития регионов, инвестиционных рейтингов субъектов РФ,  и других экономических исследований; создание математической (регрессионной) модели для анализа бюджетных взаимоотношений по реализации экономической и социальной политики российских регионов.

На примере трех регионов (Чукотский АО, ХМАО – Югра, Калужская область), представляющих собой значимые типы осуществления региональной политики,  проведен анализ баланса инвестиций в основной капитал, долговых обязательств регионов и расходов на социально ориентированные мероприятия.

Основные выводы и предложения по результатам исследования:

  • Развитие теоретических основ взаимодействия факторов бюджетной политики субъектов РФ, оказывающих влияние на инвестиции в развитие экономики и социальной сферы, обеспечивающих региональный рост.
  • Совершенствование методологии исследования взаимосвязи бюджетной обеспеченности, бюджетного выравнивания, инвестиций, человеческого капитала и социально-экономического роста в регионах России.
  • Создание регрессионных моделей по динамике и взаимосвязи бюджетной политики, человеческого капитала, инвестиций и социально-экономического роста в регионах России (2000 – 2014 гг.).

Публикации по проекту:


Ильина И. Н. Развитие институтов устойчивого развития // В кн.: Управление устойчивым развитием. СПб. : ООО "Издательский Дом "Реальная экономика", 2015. Гл. 2.3. С. 84-110.
Leonard C. S., Nazarov Z., Vakulenko E. The impact of sub-national institutions: Recentralization and regional growth in the Russian Federation (2001–2008) // Economics of Transition. 2016. Vol. 24. No. 3. P. 421-446. doi