• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Role of Innovations in NGO Performance Under Crisis Conditions

Priority areas of development: sociology
2015
Department: Centre for Studies of Civil Society and Non-Profit Sector
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Subject of the study: NGO performance in Russia under crisis conditions.

Goal of the study: to elaborate theoretical and empirical background for innovations as a factor of NGO performance under crisis conditions

Used methods:

  • Analysis of Russian and foreign studies, both theoretical and empirical, in key aspects of the problem;
  • Empirical data collection using sociological methods;
  • Empirical data collection basing on principles of historicism, systemacy and complexity, using comparative historical and comparative legal methods;
  • Mathematical methods of data analysis;
  • Generalization of foreign experience of the practice of innovative approaches in NPO performance under crisis conditions

Empirical Base of the Research:

  • Results of the previous studies of nonprofit organizations conducted by the Center for Studies of Civil Society and the Nonprofit Sector in 2009-2014;
  • Official statistics, data of sociological and historical research on the various aspects of development and implementation of social innovations in Russian civil society, and also data of the state of nonprofit sector;
  • Data of NGO study conducted by The Center for Studies of Civil Society and the Nonprofit Sector in 2014. The sample consisted of 1000 organizations of 33 Russian regions. The questioning was conducted using a quote sampling (quotes representative for legal forms and year of registration of an organization). According to these quotes, heads of organizations which are located in urban districts, urban settlements and other municipalities were interviewed. Regions were selected under their 1) urbanization index, 2) quantitative indicator of nonprofit sector development and 3) indicator of economical development of a region, counted as ratio of per capita gross regional product (GRP) to the average for Russia. The basis for the selection of respondents were registers of NPOs and public associations in these subjects of Russian Federation. The selection was carried out mechanicaly. No more than two-thirds of the total number of respondents in each region of the Russian Federation were interviewed in its administrative center (except for Moscow and St. Petersburg).
  • Data of the qualitative online survey of Russian civil initiatives (100 cases), aimed at solving social problems of the territory. Cases were selected based on the year of occurrence (after 2009), and actors, who initiated the initiatives - individuals or a small group of like-minded people. Additionally, the selected cases were checked for eligibility with criteria of social innovation.
  • Data of semiformalized personal interviews with representatives of volunteer centers. A total of 12 interviews with managers and specialists of the Center of training of volunteers "Sochi - 2014" were conducted in four cities of the Russian Federation

Outcomes:

  1. A conceptual apparatus of the concept of social innovation in relation to the activities of NPO was elaborated. Operationalization of the concept of innovative NPOs were conducted. Indicators of innovation NPOs are related to the characteristics of products and services provided by NPOs; the characteristics of participants in activities of NPOs; with the beneficiaries of social services and products on the part of NPOs.
  2. A justification of the concept of sustainable operation of NPOs and the role of the third sector as a favorable environment for development of social innovations was proposed. A number of characteristics of non-profit organizations determines the comparative advantage of the third sector to the commercial or public sectors in the production and dissemination of social innovations. Among these are characteristics of the involvement of various stakeholders to solve one problem, the establishment of horizontal networking, proximity NGOs to direct beneficiaries, their values ​​and needs, using a variety of resources to ensure sustainability of the organization, including the involvement of volunteers.
  3. On the basis of the developed instruments for identifying innovation activity of NPOs an empirical study of NPOs was conducted. On the basis of segmentation of NPOs by index of innovation 4 groups were allocated: Innovation leaders (14%) are NPOs that have implemented innovations in more than 5 areas; innovation advanced NPOs (16%) - organization that implemented innovation in 3-5 areas; innovation-oriented NPOs (18%) - the organization that implemented innovation in 1-2 areas; non-innovative NPOs (52%) - the organization that has not implemented the innovation. Innovative leaders are stable, they have diversified funding sources, active interaction with the environment, attracting a large number of volunteers.
  4. During the pre-Revolutionary and early Soviet period network organizations have created innovative forms of cooperation between voluntary associations themselves and with government institutions and government agencies; network organizations have also developed innovative forms of corporate protection of the population, and involved the most poorly protected categories of Russian citizens, such as teachers, doctors, civil servants, students and others.
  5. A theoretical justification of significance of institutional conditions for the development of innovative NPO was developed. Basing on the example of Social Impact Bonds a relevance of these arrangements for the Russian system of social management was analysed.
  6. Basing on the example of empirical data on the interaction of NPOs with the subjects of the environment the hypothesis of a correlation between levels of interorganizational interactions and innovative NPOs was confirmed. A quarter of Russian NPOs (23%) cooperate with all the subjects of the environment and the most active in innovation.
  7. Our country has not yet established the legal framework and financial instruments to promote the development of social innovation in the organizations of the third sector. State does not specifically develop social innovation in NPOs and does not form the framework conditions and incentives to do so. However, the relatively favorable conditions created by the activities of NPOs and stability in terms of public policy and financial stability of the organization. The current position of NPOs, as evidenced by empirical evidence already suggests a potential for innovation, not just work "on the brink of survival."
  8. On the basis of empirical data survey of NPOs the hypothesis about connection between introduction of organizational innovations and improvement of the sustainability of the organization was confirmed. A high level of innovation of NPO positively correlates with the amount of funding received, as well as with the number of sources of funding received by the organization. A number of administrative factors contributing to innovation of NPOs were identified. In the sphere of relations with the external environment factors are - participation of various external stakeholders in the decision-making process, participation in online communities. In the sphere of relationships with internal stakeholders - a greater number of employees, increasing the number of volunteers, including employees in decision-making process. In the area of organizational culture – greater focus on innovations. In the field of process and resource management - availability of sufficient resources and existence of a strategic plan.
  9. On the basis of Russian empirical data a hypothesis that the use of marketing tools of fundraising has a positive impact on its performance and the volume of attracted funds was confirmed.
  10. Factors that are positively affecting the orientation of NPOs to the development of ethical consumption were identified. These are factors such as: degree of innovation of NPO's external activity, competitiveness in attracting funds (participation in various competitions projects), communication, openness, etc. The potential of NPOs as one of the key social forces in the development of ethical consumption is underestimated not only the leaders of NPOs but also by other social actors.
  11. It was revealed that in the social mechanism of formation of ethical consumption in Russia there are a lot of disagreements at the present time. These disagreements are related with inconsistent perceptions of the key actors their own role in the process.  

Level of implementation: firstly, the materials of this study were used for realization of fourth summer school on the theme «Theoretical and empirical research on the role of innovation in ensuring the sustainability of the third sector in the crisis», organized by the Centre for Studies of Civil Society and the Nonprofit Sector NRU HSE. In 2015 the school was organized in partnership with the Hertie School of Governance. Lectures and seminars, project work with students of the school were conducted by employees of the Center, as well as by invited experts. Five foreign experts from the Hertie School of Governance and other European research institutions took part in the Summer school.

These materials were used for the preparation of informational and analytical bulletin on development of the civil society and non-profit sector in the Russian Federation, published by the Centre for Studies of Civil Society and the Nonprofit Sector. The issue of the bulletin was “Civil society and social innovations”. This issue of the bulletin was widely represented at the major Russian and international conferences. In particular, the Forum "Dialogue - Trust - Action" of the Popular Front, the conference "Inter-sectoral cooperation in the social sphere", Russian Ministry of Economic Development.

Materials of this study were used in the training courses for the staff of NPOs. A series of lectures and seminars were conducted on the theme "Mechanisms for enhancing social communication in the framework of the Russian non-profit organizations in the border regions of the Eurasian Economic Union." The trainees were representatives of the Moscow and regional NPOs.

The study materials used by employees of the Department of Economics and Management in NGOs in the educational program "State and municipal management" of the Department of State and Municipal Administration, Faculty of Social Sciences. In particular, the materials used in the framework of the course "Local self-government and self-organization of local communities" (for students of 3rd year undergraduate), «Fundamentals of Civil Society and Human Rights» (for students of 2nd year undergraduate), "Introduction to Public Administration" (for students of 1st year master), as well as in management course and final qualifying works at the Faculty of Social Sciences.

Recommendations on introduction and area of application: The significance of study results are that they can be used in:  

  • government and municipal management in the development of concepts of federal, regional and municipal level programs and in legal acts in the field of development and support for the civic engagement and feasibility of non-profit organizations. Particularly, the results can be used as a starting point at the legal level notion of “social innovation” and also in the development and implementation of action plan to empower the role of NPOs in the market of the social services;
  • in the process of preparing and holding inter-sectoral collaboration and participation in joint actions in the social sphere;
  • in the training of staff in government and municipal management as well as staff in NPOs;
  • in the curricula of educational institutions of different fields, including NPO management, government and municipal management, in the frame of staff qualification courses for government municipal management.   

Publications:


Милославская Д. И., Шумбурова О. В., Иванова Н. В. Статус организаций общественной пользы в законодательстве различных стран // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 33-52.
Иванова Н. В. Облигации социального воздействия: инновационный социально-экономический инструмент // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 8-11.
Туманова А. С. Либеральная общественность в националистической кампании против неприятельских подданных в годы Первой мировой войны // В кн.: Этноконфессиональные и национальные проблемы развития отечественной государственности в теории, программатике и политико-правовой практике российского либерализма: сборник материалов Всероссийской научной конференции. 1-3 октября 2015 года. Орел : Издательский дом "Орлик", 2015. С. 59-72.
Туманова А. С. "Немецкое засилье" и борьба с ним в России в годы Первой мировой войны // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. Т. 103. № 5. С. 190-210.
Краснопольская И. И., Комарова В. В. Гражданские инициативы как один из источников социальных инноваций в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 27-31.
Туманова А. С. Гражданское общество в условиях повышения общественной активности в исторической ретроспективе: случай Вольного экономического общества // В кн.: XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 415-423.
Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29-52.
Krasnopolskaya I., Roza L., Meijs L. The Relationship Between Corporate Volunteering and Employee Civic Engagement Outside the Workplace in Russia // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2016. Vol. 27. No. 2. P. 640-672. doi
Smith D. H., Puyvelde S. V. S-Theory as a Comprehensive, Interdisciplinary Explanation of Volunteering and Pro-Social Behavior, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 752-803. doi
Aidukaite J., Fröhlich C. Struggle over public space: grassroots movements in Moscow and Vilnius // International Journal of Sociology and Social Policy. 2015. Vol. 35. No. 7-8. P. 565-580. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль инноваций в функционировании НКО в условиях кризиса

Приоритетные направления развития: социология
2015

Объект исследования: функционирование НКО в условиях кризиса в России.

Цель исследования: разработать теоретическое и эмпирическое обоснование роли инноваций как фактора функционирования НКО в условиях кризиса.

Использованные методы:

  • анализ результатов российских и зарубежных исследований, теоретических и эмпирических, по основным аспектам темы;
  • сбор эмпирических данных социологическими методами;
  • сбор эмпирических данных с опорой на принципы историзма, системности и комплексности, с использованием сравнительно-исторического и сравнительно-правового методов;
  • математические методы анализа данных;
  • обобщение зарубежного опыта применения инновационных подходов в функционировании НКО в условиях кризиса.

Эмпирическая база исследования:

  • результаты предшествующих обследований негосударственных некоммерческих организаций, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2009-2014 годах;
  • данные государственной статистики, социологических и исторических исследований по различным аспектам развития и внедрения социальных инноваций в российском гражданском обществе, а также о состоянии некоммерческого сектора;
  • данные обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в 2014 году. В выборку вошли 1000 организаций из 33 российских субъектов. Опрос проводился по квотной выборке  с использованием репрезентативных квот по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО. В соответствии с заданными квотами опрашивались руководители организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях. Основанием для отбора регионов являлась типология субъектов РФ по трем группам характеристик: по индексу урбанизации, по индикатору развитости некоммерческого сектора (в количественном выражении), по индикатору экономического развития субъекта РФ, выраженному в показателе душевого валового регионального продукта (ВРП) к среднему по России. Основой для отбора респондентов являлись реестры некоммерческих организаций и общественных объединений в этих субъектах РФ. Отбор проводился механическим способом. Не более двух третей общего числа респондентов в каждом субъекте РФ были опрошены в его административном центре (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
  • Данные качественного он-лайн обследования российских гражданских инициатив (100 кейсов), направленных на решение социальных проблем территории. Кейсы отбирались по году возникновения (не ранее 2009 года), и акторам, кто был инициатором – отдельные граждане или небольшая группа единомышленников, действующих первоначально вне организационных структур. Дополнительно отобранные кейсы проверялись на соответствие критериям социальных инноваций.
  • Данные полуформализованных личных интервью с представителями волонтерских центров. Всего было проведено 12 интервью с руководителями и специалистами Центров подготовки волонтеров «Сочи - 2014» в четырех городах РФ.

Результаты работы:

  1. Разработан концептуальный аппарат понятия социальных инноваций применительно к деятельности НКО. Проведена операционализация понятия инновационные НКО. Индикаторы инновационности НКО связаны с характеристиками продуктов и услуг, предоставляемых НКО; с характеристиками участников деятельности НКО; с благополучателями социальных услуг и продуктов со стороны НКО.
  2. Предложено обоснование понятия устойчивого функционирования НКО и роли третьего сектора как благоприятной среды развития социальных инноваций. Ряд характеристик некоммерческих организаций обуславливает сравнительное преимущество третьего сектора перед коммерческим или государственным секторами в деле производства и распространения социальных инноваций. Среди таких характеристик привлечение различных заинтересованных сторон для решения одной задачи, создание горизонтальных сетей взаимодействий,  близость НКО к непосредственным благополучателям, их ценностям и потребностям, использование разнообразных ресурсов для обеспечения устойчивости организации, в том числе привлечение волонтеров.
  3. На основе разработанного инструментария по определению инновационной деятельности НКО проведено эмпирическое исследование НКО. На основе сегментации обследованных НКО по индексу инноваций выделено 4 группы: инновационные лидеры (14%) это НКО, внедрившие инновации, более, чем в 5 областях; инновационно-продвинутые НКО (16%) – организации, внедрившие инновации в 3-5 областях; инновационно-ориентированные НКО (18%) – организации, внедрившие инновации в 1-2 областях; неинновационные НКО (52%) – организации, не внедрившие инноваций. Инновационные лидеры отличаются устойчивостью, диверсификацией источников финансирования,  активным взаимодействием с внешней средой, привлечением большого числа волонтеров.
  4. Инновационные формы, вырабатывавшиеся и продуцировавшиеся добровольными организациями дореволюционного и раннего советского периода, заключались в создании и апробации новых форм просветительской и филантропической работы. Складывался феномен сетевых организаций, порождавший инновационные формы взаимодействия добровольных обществ между собой, с институтами самоуправления и государственными структурами; развивались инновационные формы корпоративной защиты населения, в которые вовлекались наиболее слабо защищенные категории граждан, такие как учителя, врачи, государственные служащие, студенты и др.
  5. Разработано теоретическое обоснование значимости институциональных условий для развития инновационности НКО и их способности к производству социальных инноваций. На примере облигаций социального воздействия проанализирована релевантность подобных механизмов для российской системы государственного управления социальной сферой.
  6. В нашей стране пока не создано правовых рамок и финансовых инструментов для стимулирования развития социальных инноваций в организациях третьего сектора. Государство специально не развивает социальные инновации в НКО и не формирует рамочных условий и стимулов для этого. Однако созданы относительно благоприятные условия деятельности и стабильности НКО в плане государственной политики и финансовой устойчивости организации. Текущее положение НКО, как свидетельствуют эмпирические данные, уже позволяет говорить о наличии потенциала для развития инноваций, а не только работы «на грани выживания».
  7. На примере эмпирических данных о взаимодействии НКО с субъектами внешней среды была подтверждена гипотеза о существовании связи между уровнем межорганизационных взаимодействий и инновационностью НКО. Четверть российских НКО (23%) взаимодействует со всеми субъектами внешней среды и наиболее активна в инновационной деятельности.
  8. На основе эмпирических данных обследования НКО подтверждена гипотеза о связи внедрения организационных инноваций с повышением уровня устойчивости организации. Высокий уровень инновационности НКО положительно коррелирует с объемом финансирования, получаемым организацией, а также количеством источников финансирования. Выделен ряд управленческих факторов, способствующих внедрению инноваций в российских НКО. В сфере отношений с внешней средой это такие факторы, как  участие разнообразных внешних стейкхолдеров в процессе принятия решений, участие организации в сетевых сообществах. В сфере отношений с внутренними стейкхолдерами – это большее количество сотрудников организации, большее количество добровольцев организации, включение в принятие решений сотрудников и работа руководителя вместе с ними. В сфере организационной культуры – это большая ориентированность организации (наличие задачи) на инновации. В сфере управления процессами и ресурсами – это наличие достаточных ресурсов, наличие стратегического плана.
  9. На основе российских эмпирических данных была подтверждена гипотеза, что использование маркетинговых инструментов фандрайзинга оказывают положительное влияние на его результативность и объем привлекаемого финансирования.
  10. Определены факторы, положительно влияющие на ориентацию НКО к развитию этичного потребления. Это такие факторы, как: степень инновационности внешней активности НКО, состязательность в привлечении средств (участие в разных конкурсах проектов), коммуникативность, открытость и пр. При этом потенциал НКО как одной из ключевых общественных сил в развитии этичного потребления, недооценивается не только руководителями самих НКО, но и другими акторами.
  11. Выявлены особенности качественного состава и факторов участия населения в рыночных (шопинг, бойкоты) и нерыночных (раздельный сбор мусора) практиках этичного потребления. На этой основе показана важность разработки дифференцированных стратегий по охвату разных групп россиян этими практиками. Однако, в целом можно заключить, что в социальном механизме становления этичного потребления в России в настоящее время имеется немало рассогласований, связанных с представлениями ключевых общественных сил об акторстве как других сил, так и своей группы.

Степень внедрения:

Материалы данного исследования использовались для проведения Четвертой международной летней школы «Теоретические и эмпирические исследования роли инноваций в обеспечении устойчивости третьего сектора в условиях кризиса». Организатором школы является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. В 2105 году школа была организована в партнерстве с Hertie School of Governance. Лекции и семинары, проектную работу со слушателями школы вели сотрудники Центра, а также приглашенные эксперты. В этом году в Летней школе приняло участие пятеро иностранных коллег из Hertie School of Governance и других европейских исследовательских учреждений.

Материалы также использовались для подготовки информационно-аналитического бюллетеня о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в России по теме «Гражданское общество и социальные инновации». Бюллетень регулярно выходит в бумажном и цифровом формате и ориентирован на представление в научно-популярной форме результатов исследований, выполненных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Данный номер бюллетеня был широко представлен на крупных российских и международных конференциях. В частности, это Форум «Диалог – Доверие – Действие» Общероссийского народного фронта, конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», Минэкономразвития России.

Материалы данного исследования использовались в рамках курса повышения квалификации для сотрудников НКО. Цикл лекций и семинаров был посвящен теме «Механизмы совершенствования социальных коммуникаций в рамках деятельности российских некоммерческих организаций в пограничных регионах государств Евразийского экономического союза». Слушателями курса были представители московских и региональных НКО.

Материалы исследования используются сотрудниками кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организаций в рамках образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук. В частности, материалы используются в рамках курсов «Местное самоуправление и самоорганизация местных сообществ» (для студентов 3-го курса бакалавриата), «Fundamentals of Civil Society and Human Rights» (для студентов 2-го курса бакалавриата), «Введение в публичное управление» (для студентов 1-го курса магистратуры), а также в рамках руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами на факультете социальных наук.

Рекомендации по внедрению и области применения: Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области повышения устойчивости некоммерческих организаций. Результаты могут быть использованы при разработке законодательного определения и регулирования социальных инноваций применительно к организациям третьего сектора, а также при разработке методологического сопровождения. Результаты могут использоваться при разработки и реализации плана мероприятий по усилению роли НКО на рынке социальных услуг;
  • в процессе подготовки и проведения мероприятий межсекторного сотрудничества и участия в совместных действиях в социальной сфере;
  • в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления, а также кадров для некоммерческих организаций;
  • в программах учебных заведений различной профессиональной направленности, в том числе по менеджменту НКО, государственному и муниципальному управлению, в программах курсов повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления.

Публикации по проекту:


Милославская Д. И., Шумбурова О. В., Иванова Н. В. Статус организаций общественной пользы в законодательстве различных стран // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 33-52.
Иванова Н. В. Облигации социального воздействия: инновационный социально-экономический инструмент // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 8-11.
Туманова А. С. Либеральная общественность в националистической кампании против неприятельских подданных в годы Первой мировой войны // В кн.: Этноконфессиональные и национальные проблемы развития отечественной государственности в теории, программатике и политико-правовой практике российского либерализма: сборник материалов Всероссийской научной конференции. 1-3 октября 2015 года. Орел : Издательский дом "Орлик", 2015. С. 59-72.
Туманова А. С. "Немецкое засилье" и борьба с ним в России в годы Первой мировой войны // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. Т. 103. № 5. С. 190-210.
Краснопольская И. И., Комарова В. В. Гражданские инициативы как один из источников социальных инноваций в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 27-31.
Туманова А. С. Гражданское общество в условиях повышения общественной активности в исторической ретроспективе: случай Вольного экономического общества // В кн.: XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 415-423.
Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29-52.
Krasnopolskaya I., Roza L., Meijs L. The Relationship Between Corporate Volunteering and Employee Civic Engagement Outside the Workplace in Russia // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2016. Vol. 27. No. 2. P. 640-672. doi
Smith D. H., Puyvelde S. V. S-Theory as a Comprehensive, Interdisciplinary Explanation of Volunteering and Pro-Social Behavior, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 752-803. doi
Aidukaite J., Fröhlich C. Struggle over public space: grassroots movements in Moscow and Vilnius // International Journal of Sociology and Social Policy. 2015. Vol. 35. No. 7-8. P. 565-580. doi