• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль инноваций в функционировании НКО в условиях кризиса

Приоритетные направления развития: социология
2015

Объект исследования: функционирование НКО в условиях кризиса в России.

Цель исследования: разработать теоретическое и эмпирическое обоснование роли инноваций как фактора функционирования НКО в условиях кризиса.

Использованные методы:

  • анализ результатов российских и зарубежных исследований, теоретических и эмпирических, по основным аспектам темы;
  • сбор эмпирических данных социологическими методами;
  • сбор эмпирических данных с опорой на принципы историзма, системности и комплексности, с использованием сравнительно-исторического и сравнительно-правового методов;
  • математические методы анализа данных;
  • обобщение зарубежного опыта применения инновационных подходов в функционировании НКО в условиях кризиса.

Эмпирическая база исследования:

  • результаты предшествующих обследований негосударственных некоммерческих организаций, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2009-2014 годах;
  • данные государственной статистики, социологических и исторических исследований по различным аспектам развития и внедрения социальных инноваций в российском гражданском обществе, а также о состоянии некоммерческого сектора;
  • данные обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в 2014 году. В выборку вошли 1000 организаций из 33 российских субъектов. Опрос проводился по квотной выборке  с использованием репрезентативных квот по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО. В соответствии с заданными квотами опрашивались руководители организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях. Основанием для отбора регионов являлась типология субъектов РФ по трем группам характеристик: по индексу урбанизации, по индикатору развитости некоммерческого сектора (в количественном выражении), по индикатору экономического развития субъекта РФ, выраженному в показателе душевого валового регионального продукта (ВРП) к среднему по России. Основой для отбора респондентов являлись реестры некоммерческих организаций и общественных объединений в этих субъектах РФ. Отбор проводился механическим способом. Не более двух третей общего числа респондентов в каждом субъекте РФ были опрошены в его административном центре (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
  • Данные качественного он-лайн обследования российских гражданских инициатив (100 кейсов), направленных на решение социальных проблем территории. Кейсы отбирались по году возникновения (не ранее 2009 года), и акторам, кто был инициатором – отдельные граждане или небольшая группа единомышленников, действующих первоначально вне организационных структур. Дополнительно отобранные кейсы проверялись на соответствие критериям социальных инноваций.
  • Данные полуформализованных личных интервью с представителями волонтерских центров. Всего было проведено 12 интервью с руководителями и специалистами Центров подготовки волонтеров «Сочи - 2014» в четырех городах РФ.

Результаты работы:

  1. Разработан концептуальный аппарат понятия социальных инноваций применительно к деятельности НКО. Проведена операционализация понятия инновационные НКО. Индикаторы инновационности НКО связаны с характеристиками продуктов и услуг, предоставляемых НКО; с характеристиками участников деятельности НКО; с благополучателями социальных услуг и продуктов со стороны НКО.
  2. Предложено обоснование понятия устойчивого функционирования НКО и роли третьего сектора как благоприятной среды развития социальных инноваций. Ряд характеристик некоммерческих организаций обуславливает сравнительное преимущество третьего сектора перед коммерческим или государственным секторами в деле производства и распространения социальных инноваций. Среди таких характеристик привлечение различных заинтересованных сторон для решения одной задачи, создание горизонтальных сетей взаимодействий,  близость НКО к непосредственным благополучателям, их ценностям и потребностям, использование разнообразных ресурсов для обеспечения устойчивости организации, в том числе привлечение волонтеров.
  3. На основе разработанного инструментария по определению инновационной деятельности НКО проведено эмпирическое исследование НКО. На основе сегментации обследованных НКО по индексу инноваций выделено 4 группы: инновационные лидеры (14%) это НКО, внедрившие инновации, более, чем в 5 областях; инновационно-продвинутые НКО (16%) – организации, внедрившие инновации в 3-5 областях; инновационно-ориентированные НКО (18%) – организации, внедрившие инновации в 1-2 областях; неинновационные НКО (52%) – организации, не внедрившие инноваций. Инновационные лидеры отличаются устойчивостью, диверсификацией источников финансирования,  активным взаимодействием с внешней средой, привлечением большого числа волонтеров.
  4. Инновационные формы, вырабатывавшиеся и продуцировавшиеся добровольными организациями дореволюционного и раннего советского периода, заключались в создании и апробации новых форм просветительской и филантропической работы. Складывался феномен сетевых организаций, порождавший инновационные формы взаимодействия добровольных обществ между собой, с институтами самоуправления и государственными структурами; развивались инновационные формы корпоративной защиты населения, в которые вовлекались наиболее слабо защищенные категории граждан, такие как учителя, врачи, государственные служащие, студенты и др.
  5. Разработано теоретическое обоснование значимости институциональных условий для развития инновационности НКО и их способности к производству социальных инноваций. На примере облигаций социального воздействия проанализирована релевантность подобных механизмов для российской системы государственного управления социальной сферой.
  6. В нашей стране пока не создано правовых рамок и финансовых инструментов для стимулирования развития социальных инноваций в организациях третьего сектора. Государство специально не развивает социальные инновации в НКО и не формирует рамочных условий и стимулов для этого. Однако созданы относительно благоприятные условия деятельности и стабильности НКО в плане государственной политики и финансовой устойчивости организации. Текущее положение НКО, как свидетельствуют эмпирические данные, уже позволяет говорить о наличии потенциала для развития инноваций, а не только работы «на грани выживания».
  7. На примере эмпирических данных о взаимодействии НКО с субъектами внешней среды была подтверждена гипотеза о существовании связи между уровнем межорганизационных взаимодействий и инновационностью НКО. Четверть российских НКО (23%) взаимодействует со всеми субъектами внешней среды и наиболее активна в инновационной деятельности.
  8. На основе эмпирических данных обследования НКО подтверждена гипотеза о связи внедрения организационных инноваций с повышением уровня устойчивости организации. Высокий уровень инновационности НКО положительно коррелирует с объемом финансирования, получаемым организацией, а также количеством источников финансирования. Выделен ряд управленческих факторов, способствующих внедрению инноваций в российских НКО. В сфере отношений с внешней средой это такие факторы, как  участие разнообразных внешних стейкхолдеров в процессе принятия решений, участие организации в сетевых сообществах. В сфере отношений с внутренними стейкхолдерами – это большее количество сотрудников организации, большее количество добровольцев организации, включение в принятие решений сотрудников и работа руководителя вместе с ними. В сфере организационной культуры – это большая ориентированность организации (наличие задачи) на инновации. В сфере управления процессами и ресурсами – это наличие достаточных ресурсов, наличие стратегического плана.
  9. На основе российских эмпирических данных была подтверждена гипотеза, что использование маркетинговых инструментов фандрайзинга оказывают положительное влияние на его результативность и объем привлекаемого финансирования.
  10. Определены факторы, положительно влияющие на ориентацию НКО к развитию этичного потребления. Это такие факторы, как: степень инновационности внешней активности НКО, состязательность в привлечении средств (участие в разных конкурсах проектов), коммуникативность, открытость и пр. При этом потенциал НКО как одной из ключевых общественных сил в развитии этичного потребления, недооценивается не только руководителями самих НКО, но и другими акторами.
  11. Выявлены особенности качественного состава и факторов участия населения в рыночных (шопинг, бойкоты) и нерыночных (раздельный сбор мусора) практиках этичного потребления. На этой основе показана важность разработки дифференцированных стратегий по охвату разных групп россиян этими практиками. Однако, в целом можно заключить, что в социальном механизме становления этичного потребления в России в настоящее время имеется немало рассогласований, связанных с представлениями ключевых общественных сил об акторстве как других сил, так и своей группы.

Степень внедрения:

Материалы данного исследования использовались для проведения Четвертой международной летней школы «Теоретические и эмпирические исследования роли инноваций в обеспечении устойчивости третьего сектора в условиях кризиса». Организатором школы является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. В 2105 году школа была организована в партнерстве с Hertie School of Governance. Лекции и семинары, проектную работу со слушателями школы вели сотрудники Центра, а также приглашенные эксперты. В этом году в Летней школе приняло участие пятеро иностранных коллег из Hertie School of Governance и других европейских исследовательских учреждений.

Материалы также использовались для подготовки информационно-аналитического бюллетеня о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в России по теме «Гражданское общество и социальные инновации». Бюллетень регулярно выходит в бумажном и цифровом формате и ориентирован на представление в научно-популярной форме результатов исследований, выполненных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Данный номер бюллетеня был широко представлен на крупных российских и международных конференциях. В частности, это Форум «Диалог – Доверие – Действие» Общероссийского народного фронта, конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», Минэкономразвития России.

Материалы данного исследования использовались в рамках курса повышения квалификации для сотрудников НКО. Цикл лекций и семинаров был посвящен теме «Механизмы совершенствования социальных коммуникаций в рамках деятельности российских некоммерческих организаций в пограничных регионах государств Евразийского экономического союза». Слушателями курса были представители московских и региональных НКО.

Материалы исследования используются сотрудниками кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организаций в рамках образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук. В частности, материалы используются в рамках курсов «Местное самоуправление и самоорганизация местных сообществ» (для студентов 3-го курса бакалавриата), «Fundamentals of Civil Society and Human Rights» (для студентов 2-го курса бакалавриата), «Введение в публичное управление» (для студентов 1-го курса магистратуры), а также в рамках руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами на факультете социальных наук.

Рекомендации по внедрению и области применения: Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области повышения устойчивости некоммерческих организаций. Результаты могут быть использованы при разработке законодательного определения и регулирования социальных инноваций применительно к организациям третьего сектора, а также при разработке методологического сопровождения. Результаты могут использоваться при разработки и реализации плана мероприятий по усилению роли НКО на рынке социальных услуг;
  • в процессе подготовки и проведения мероприятий межсекторного сотрудничества и участия в совместных действиях в социальной сфере;
  • в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления, а также кадров для некоммерческих организаций;
  • в программах учебных заведений различной профессиональной направленности, в том числе по менеджменту НКО, государственному и муниципальному управлению, в программах курсов повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления.

Публикации по проекту:


Милославская Д. И., Шумбурова О. В., Иванова Н. В. Статус организаций общественной пользы в законодательстве различных стран // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 33-52.
Иванова Н. В. Облигации социального воздействия: инновационный социально-экономический инструмент // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 8-11.
Туманова А. С. Либеральная общественность в националистической кампании против неприятельских подданных в годы Первой мировой войны // В кн.: Этноконфессиональные и национальные проблемы развития отечественной государственности в теории, программатике и политико-правовой практике российского либерализма: сборник материалов Всероссийской научной конференции. 1-3 октября 2015 года. Орел : Издательский дом "Орлик", 2015. С. 59-72.
Туманова А. С. "Немецкое засилье" и борьба с ним в России в годы Первой мировой войны // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2015. Т. 103. № 5. С. 190-210.
Краснопольская И. И., Комарова В. В. Гражданские инициативы как один из источников социальных инноваций в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 27-31.
Туманова А. С. Гражданское общество в условиях повышения общественной активности в исторической ретроспективе: случай Вольного экономического общества // В кн.: XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 415-423.
Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29-52.
Krasnopolskaya I., Roza L., Meijs L. The Relationship Between Corporate Volunteering and Employee Civic Engagement Outside the Workplace in Russia // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2016. Vol. 27. No. 2. P. 640-672. doi
Smith D. H., Puyvelde S. V. S-Theory as a Comprehensive, Interdisciplinary Explanation of Volunteering and Pro-Social Behavior, in: The Palgrave Handbook of Volunteering, Civic Participation, and Nonprofit Associations. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2016. P. 752-803. doi
Aidukaite J., Fröhlich C. Struggle over public space: grassroots movements in Moscow and Vilnius // International Journal of Sociology and Social Policy. 2015. Vol. 35. No. 7-8. P. 565-580. doi