• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Comparative legal analysis in the research of public law regulation of economic activity

Priority areas of development: law
2015
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research is the legal comparative study of the application of the public-legal regulation of the economy as a form of the State’s regulation of the economy by the means of the law.

Methodology: common scientific methods (system approach, functional analysis, specific-sociological method, statistical and economical analysis) and special methods, applied in jurisprudence (formal-juridical, comparative-legal, system-structural).

Empirical base of research: texts of the normative-legal acts of international and national legal character; case law and administrative practice; scientific juridical literature in Russian, Spanish, Italian, Chinese, Portuguese, French and English languages; Internet resources.

Results of research:

As a result of the works undertaken during the realization of the project:

The participants of the project prepared and published: three articles in English, five articles in Italian, Spanish and French languages; three articles in Russian journals, peer-reviewed by the Higher Attestation Commission, nine articles in other Russian editions; 27 articles and 5 acts, earlier not translated into Russian language, for the introduction in the scientific circulation, are prepared and communicated for the publication.

The results of the research became the basis:

  • of the participation of the members of the Institute of comparative legal research in the International scientific conference «Legal Aspects of BRICS», 29-30 Mai 2015, organized by the University of Harbin (PRC) and their interventions with the reports;
  • for the public speaking of the participants of the project in 37 scientific conferences in Russia and abroad;
  • for the organization of the course of the scientific seminars «Economic Violations: the Problems of the Law Enforcement and the Justice» and the organization of the first of them – International scientific seminar «Economic Crimes in Russia and in Finland: Actual Problems of the Qualification and the Law Enforcement» with the participation of the professors of the law faculty of the University of Helsinki (Finland) (19 November 2015, Saint-Petersburg);
  • for the carrying out by the members of the Institute of comparative legal research of the scientific conference «Capitalism and the Freedom»  (11 April 2015);
  • for the organization of three students scientific conferences: «States and law during the I World War» (12-13 March 2015), «Actual Problems of Public Law» (17 April 2015), «Institute of real rights and its reforms in the Russian contemporary legal order» (16 March 2015);
  • for the organization and the carrying out by the members of the Institute of comparative legal research of two scientific seminars «Particularities of the Legal Regulation of the Construction Activity in Great Britain» (8 July 2015) and «Legal Regulation of the Relations of the Gas Supply in Russian Federations and the States of the European Union: Actual State and Perspectives» (6 November 2015);
  • for the preparation of the lecture on the history of the constitutionalism of the XX th century, given during the summer school «Comparing Italian and Chinese Legal experiences: between tradition and innovation», organized by the University of Brescia (Italy) and Chinese University of Political Science and Jurisprudence (Beijing, PRC), 6 – 10 July 2015;
  • for the preparing and publishing of the collection of the articles: «Economic Criminality» (ed. by A.A. Eksarhopulo (resp. ed.), I.M. Kleimenov, D.V. Nefedov, A.V. Iliin. Saint-Petersburg, 2015), in which the articles of the participants of the scientific seminar, organized by the members of the Institute of comparative legal research, are published;
  • for the preparing and publishing of the collections of the student scientific works of the series «Writings of the Law Faculty»: t. 5 «Writings of the Students and the Young Scientists on the Actual Problems of the Theory and the History of the State and the Law», t. 6 «Writings of the Law Faculty»: t. 5 «Writings of the Students and the Young Scientists on the Actual Problems of the Constitutional and Civil Law» are published.

Following conclusions were made as result of the researches:

in the field of methodology:

а) Public-legal regulation, as a type of the State’s impact on the social relations by the means of the law, should be undertaken on the basis of the profound legal-comparative analysis, pursued in departmental, cross-cultural and temporal aspects. Comparative-legal analysis in departmental aspect bounds to undertake the comparison of the possibility of the usage of public-legal and private-legal impact, the characteristics of the their appliance and of their potential efficiency while regulating of the certain social relations. Comparative approach in cross-cultural aspect presupposes the usage of the public-legal regulation in different States, for this purpose more perspective is the comparison of the legal experience of the States, being in the similar economic, social and political conditions, the governing elite of which fixes the identical tasks while arranging the social relations in the field of the economy. Comparative-legal analysis in the temporal aspect could be carried out in the retrospective and perspective dimensions. The usage of the comparative-legal analysis is also desirable in diachronic and synchronic directions; 

b) The comparative-legal approach presupposes the multi aspect analysis of the conditions of the object of such impact, its characteristics and its indicators, the comparison of the data, characterizing the economic situation with an allowance for social demands, political and spiritual condition of the society;

c) Comparative analysis should be undertaken taking into account the importance of the modeling of the process of public-legal regulation and the results of the realization of the introduced norms, of their verification on the accordance with the desirable consequences for the in-time rejection of the norms, causing harm to the welfare of the society. The present work is believed to be perspective for the comparison of the desirable and obtained results and chosen methods of the legal impact for the introduction of the prompt amendments in the actual legislation;  

d) The appropriate for the society usage by the State of the legal regulation of the economic relations assumes the respect of the public (common) and private interest in the sphere of the economic development, of the presentations of the rationality and the utility while regulating the economic activity, and the rational and harmonic usage of the regulation by the norms of private and public law;

in the field of theory:

а) Comparative-legal analysis presupposes the wide usage of the forecasting of the economic efficiency of the adaptation and the introduction into effect of the normative-legal acts and the retrospective comparison of the actual regulation with the experience, accumulated in the particular State, and also the comparison with the experience of the other countries;

b) The designated regulation should be implemented after the careful and comprehensive study of the object of the regulation and the selection of the type of the impact, optimal by its content, form, corresponding to the tasks of the impact on the economic sphere of the life of the society, should originate of tasks of the development of the economy and the maintenance of the dignified level of life of the population;

c) Usage of the public-legal impact on the economy should be undertaken along with the analysis of the efficiency of private-legal regulation, pointed at the assurance of the «utility of the certain persons»; therewith, it is important to recognize the understanding of the «public» interest as a common interest of the «particular persons», consider the State as an institute, binded to assist the assurance of the of the common utility, economic development and the prosperity of the whole nation of the country;

in the field of acquirement of empirical knowledge:

а) Legal-comparative approach is needed in the process of the legislative works in the indicated domain and also in the domain of the law enactment, that will afford to appreciate the efficiency and the feasibility of the designated regulation;

b) It is practical to conduct the comparison for the revealing of the efficiency of the legal regulation (by the State) and the agreement-based regulation by the subjects of the legal relation in the sphere of the economy for the assurance of the application in the practice of the both methods of the arrangement of the economic relations.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The research results are actively used in the educational process:

  • in teaching at the law faculty of the following disciplines: banking law, civil law, history of the state and the law of the foreign countries, constitutional law, medical law, constitutional law,  constitutional law of the foreign countries, international law, international economic law, international financial law, law of the European Union, entrepreneurial law, roman law, labour law, construction law, financial law; 
  • in the work of the student scientific groups of international, roman, financial and entrepreneurial law;
  • in the preparation of the scientific events and publications.

 

Publications:


Алексеева Т. А. В поисках оптимальной государственности:проект конституции I испанской республики (1873 г.) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. № 3(320). С. 229-248.
Alexeeva T. A. Fondamenti romani (bizantini) dell'Impero russo ed aeternum foedus con I'Impero cinese., in: Diffusione e sviluppo del sistema del Diritto Romano e il Diritto Cines. Beijing : Law Press, 2015. P. 28-32.
Белоколодова Т. И., Гуло А. С. Особенности увольнения медицинских работников по инициативе работодателя за виновные действия // В кн.: Сборник тезисов II ежегодной конференции с международным участием, посвященной памяти д.м.н. проф. Акад. МАНЭБ, з.д.н. РФ И.В. Полякова «Реформы здравоохранения Российской Федерации. Современное состояние. Перспективы развития». СПб. : [б.и.], 2015. С. 19-21.
Лаптева А. М. Содержание и сущность понятия «инвестиций». // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2015. № 3. С. 45-54.
Aspetti giuridici del BRICS. Rome : CEDAM, 2015.
Alexeeva T. A. Aspetti giuridici del BRICS:un punto di vista russo., in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : CEDAM, 2015. P. 31-37.
Ryabinchuk P. Tendency of legal regulation of contracts in the construction sphere and BRICS: experience of Russian Federation, in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : CEDAM, 2015. P. 115-119.
Нефёдов Д. В. Право в условиях экономических санкций и кризисов. Анализ с позиций laissez-faire // В кн.: Сборник научных статей международной научно-практической конференции "Россия и Германия: экономика регионов после санкций". Скифия-принт, 2015. С. 94-97.
Нефёдов Д. В. Специфика правового регулирования хозяйственной деятельности в странах БРИКС в условиях экономического кризиса. // В кн.: Сборник Международного симпозиума "Правовые аспекты БРИКС -2015". Beijing : Издательство Пекинского университета политики и права, 2015. С. 126-141.
Сборник Международного симпозиума "Правовые аспекты БРИКС -2015". Beijing : Издательство Пекинского университета политики и права, 2015.
Alexeeva T. A. A proposito dello Stato russo: tra carstvo e narod, in: Imperium, Staat, Civitas. Ein kritischer Beitrag zum postmodernen Konzept der Macht. Imperium, Stato, Civitas. Contributo critico alla concezione postmoderna del potere.. Stuttgart : Franz Steiner Verlag, 2015. P. 83-92.
Нефёдов Д. В. Правовые и экономические отношения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. № 3. С. 22-47.
Нефёдов Д. В. Юридический анализ банковского мультипликатора // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. № 5. С. 159-178.
Нефёдов Д. В. Экономический анализ современного уголовного права:различия в подходах С. 26-42.
Нефёдов Д. В. Специфика правового регулирования хозяйственной деятельности в странах БРИКС в условиях экономического кризиса // В кн.: Сборник Международного симпозиума "Правовые аспекты БРИКС -2015". Beijing : Издательство Пекинского университета политики и права, 2015. С. 126-141.
Нефёдов Д. В. Право в условиях экономических санкций и кризисов // В кн.: Сборник научных статей международной научно-практической конференции "Россия и Германия: экономика регионов после санкций". Скифия-принт, 2015. С. 94-97.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительно-правовой анализ в исследованиях публично-правового регулирования экономической деятельности

Приоритетные направления развития: право
2015

Цель работы состояла в сравнительно-правовом исследовании применения публично-правового регулирования экономики как способа государственного воздействия на экономику посредством использования права.

Используемые методы: общенаучные методы (системный подход, функциональный анализ, конкретно-социологический метод, статистический и экономический анализ, приемы логики: синтез, индукция, дедукция, аналогия) и специальные методы, применяемые в юриспруденции (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный).

Эмпирическая база исследования: тексты нормативно-правовых актов международно-правового и национального характера; судебная и административная практика; научная юридическая литература на русском, испанском, итальянском, китайском, португальском и английском языках; Интернет-ресурсы.

Результаты работы:  

В результате работ, проведенных по проекту:

Участниками проекта подготовлены и опубликованы: три статьи на английском языке, пять статей на итальянском, испанском и французском языках; три  статьи в российских журналах, рецензируемых ВАК, девять статей в иных российских изданиях; подготовлены и переданы для опубликования 27 статьи и 5 источников права, ранее не переводившиеся на русский язык, для введения их в научный оборот.     

Результаты исследований стали основой:

  • для участия сотрудников Лаборатории сравнительно-правовый исследований в Международной научной конференции «Правовые аспекты БРИКС, 29-30 мая 2015 г., организованной Университетом г. Харбин (КНР) и их выступления с докладами;
  • для выступления участников проекта на 37 научных конференциях и семинарах в России и за рубежом;
  • для организации цикла научных семинаров «Экономические правонарушения: проблемы правоприменения и правосудия» и проведения первого из них - Международного научного семинара «Экономические преступления в России и Финляндии: актуальные проблемы квалификации и правоприменения» с участием профессоров юридического факультета университета г. Хельсинки (Финляндия)  (19 ноября 2015 г., Санкт-Петербург);
  • для проведения сотрудниками Лаборатории сравнительно-правовых исследований научной конференции «Капитализм и свобода» (11 апреля 2015 г.);
  • для организации и проведения трех студенческих научных конференций: «Государственность и право в период Первой мировой войны» (12-13 марта 2015 г.), «Актуальные проблемы публичного права» (17 апреля 2015 г.), «Институт вещных прав и его реформирование в современном российском правопорядке» (16 марта 2015 г.);
  • для проведения  сотрудниками Лаборатории сравнительно-правовых исследований двух научных семинаров «Особенности правового регулирования строительной деятельности в Великобритании» (8 июня 2015 г.) и «Правовое регулирование отношений по газоснабжению между Российской Федерацией и государствами Европейского Союза: современное состояние и перспективы» (6 ноября 2015 г.);
  • для подготовки лекции по истории конституционализма начала XX в., прочитанной на летней школе «Comparing Italian and Chinese Legal experiences: between tradition and innovation», организованной Университетом г. Брешиа (Италия) и Китайским университетом политических наук и юриспруденции (Пекин, КНР), 6 – 10 июля 2015 г.;
  • для подготовки и опубликования сборника трудов: «Экономическая преступность: проблемы правосудия» (под ред.: А.А. Эксархопуло (отв.ред.), И.М. Клеймёнова, Д.В. Нефёдова, А.В. Ильина. СПб., 2015), в котором опубликованы статьи участников научного семинара, организованного членами научного коллектива – сотрудниками Лаборатории сравнительно-правовых исследований;
  • также изданы сборники студенческих научных работ в серии «Труды юридического факультета»: т. 5 «Работы студентов и молодых ученых по актуальным проблемам теории и истории государства и права», т. 6. «Работы студентов и молодых ученых по актуальным проблемам конституционного и гражданского права»;

В результате проведенных исследований участники работ сделали следующие выводы: 

в области развития методологии:

а) Публично-правовое регулирование как разновидность воздействия государства на общественные отношения посредством действующего права должно осуществляться на базе глубокого сравнительно-правового анализа, проводимого в отраслевом, страноведческом и временном аспектах.   Сравнительно-правовой анализ в отраслевом аспекте обязывает осуществлять сопоставление возможности использования публично-правового и частноправового воздействия, характеристик их применения и их потенциальной эффективности при регулировании определенных общественных отношений. Компаративистский подход в страноведческом аспекте предполагает сравнение применения публично-правового регулирования в различных странах, при этом наиболее перспективно сопоставление юридического опыта государств, находящихся в сходных экономических, социальных и политических условиях, правящая элита которых ставит тождественные задачи при упорядочении общественных отношений в сфере экономики. Сравнительно-правовой анализ во временном аспекте может быть проведен как в ретроспективном, так и перспективном ракурсах. Использование сравнительно-правового анализа также желательно в диахронном и синхронном направлениях. 

б) Сравнительно-правовой подход предполагает многоаспектный анализ  состояния объекта такого воздействия, его характеристик и показателей, сопоставление данных, характеризующих экономическую ситуацию, при учете социальных потребностей, а также политического и духовного состояния общества;

в) Сравнительный анализ следует проводить с учетом необходимости  моделирования процесса публично-правового регулирования и результатов реализации вводимых правовых норм, их проверки на соответствие желаемым последствиям для своевременного отказа от норм, причиняющих вред благосостоянию общества. Данная работа представляется весьма перспективной для сравнения желаемого и полученного результатов и избираемых способов правового воздействия для внесения своевременных изменений и дополнений в действующее законодательство;

г) Оптимальное для общества использование государством правового регулирования экономических отношений предполагает учет частного и публичного (т.е. общего) интереса в сфере экономического развития, представлений о разумности и полезности при регулировании экономической деятельности, а также рационального и гармоничного использования регулирования нормами частного и публичного права; 

в области теории:

а) Сравнительно-правовой анализ предполагает широкое использование прогнозирования экономической эффективности принятия и введения в действие нормативно-правовых актов и ретроспективное  сопоставление актуального регулирования с опытом, накопленным в конкретной стране, а также сравнение с опытом других стран;

б) Указанное регулирование должно осуществляться после тщательного и всестороннего изучения объекта регулирования и выбора способа воздействия, оптимального по содержанию и форме, наибольшим образом соответствующего цели  воздействия на экономическую сферу жизни общества, исходить из задачи развития экономики и поддержания достойного материального уровня жизни населения;

в) Использование публично-правового воздействия на экономику должно осуществляться вместе с анализом эффективности частноправового регулирования, нацеленного на обеспечения «пользы отдельных лиц»; при этом следует осознать понимание «публичного» интереса как общего интереса «отдельных лиц», рассматривать государство как институт, обязанный содействовать обеспечению общей пользы, экономическому развитию и процветания всего населения страны;

в получении новых эмпирических знаний:

а) Сравнительно-правовой подход требуется как при проведении законотворческих работ в указанной сфере, так и в сфере правоприменения, что позволит оценить эффективность и жизнеспособность указанного регулирования;

б)  Целесообразно проводить сравнение для выявления эффективности использования правового регулирования (государством) и договорного регулирования субъектами правоотношений в сфере экономики для обеспечения применения на практике обоих методов упорядочения экономических отношений. 

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты исследований активно используются в образовательном процессе:

  • для преподавания на юридическом факультете следующих дисциплин: банковское право, гражданское право, история государства и права зарубежных стран, конституционное  право, конституционное право зарубежных стран, медицинское право, международное право, международное экономическое право, международное финансовое право, право Европейского союза, предпринимательское право, римское право, трудовое право, строительное право, финансовое право;
  • в работе студенческих научных кружков по международному праву, римскому праву, финансовому праву, предпринимательскому праву;
  • при подготовке научных мероприятий и публикаций.

Публикации по проекту:


Алексеева Т. А. В поисках оптимальной государственности:проект конституции I испанской республики (1873 г.) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. № 3(320). С. 229-248.
Alexeeva T. A. Fondamenti romani (bizantini) dell'Impero russo ed aeternum foedus con I'Impero cinese., in: Diffusione e sviluppo del sistema del Diritto Romano e il Diritto Cines. Beijing : Law Press, 2015. P. 28-32.
Белоколодова Т. И., Гуло А. С. Особенности увольнения медицинских работников по инициативе работодателя за виновные действия // В кн.: Сборник тезисов II ежегодной конференции с международным участием, посвященной памяти д.м.н. проф. Акад. МАНЭБ, з.д.н. РФ И.В. Полякова «Реформы здравоохранения Российской Федерации. Современное состояние. Перспективы развития». СПб. : [б.и.], 2015. С. 19-21.
Лаптева А. М. Содержание и сущность понятия «инвестиций». // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2015. № 3. С. 45-54.
Aspetti giuridici del BRICS. Rome : CEDAM, 2015.
Alexeeva T. A. Aspetti giuridici del BRICS:un punto di vista russo., in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : CEDAM, 2015. P. 31-37.
Ryabinchuk P. Tendency of legal regulation of contracts in the construction sphere and BRICS: experience of Russian Federation, in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : CEDAM, 2015. P. 115-119.
Нефёдов Д. В. Право в условиях экономических санкций и кризисов. Анализ с позиций laissez-faire // В кн.: Сборник научных статей международной научно-практической конференции "Россия и Германия: экономика регионов после санкций". Скифия-принт, 2015. С. 94-97.
Нефёдов Д. В. Специфика правового регулирования хозяйственной деятельности в странах БРИКС в условиях экономического кризиса. // В кн.: Сборник Международного симпозиума "Правовые аспекты БРИКС -2015". Beijing : Издательство Пекинского университета политики и права, 2015. С. 126-141.
Сборник Международного симпозиума "Правовые аспекты БРИКС -2015". Beijing : Издательство Пекинского университета политики и права, 2015.
Alexeeva T. A. A proposito dello Stato russo: tra carstvo e narod, in: Imperium, Staat, Civitas. Ein kritischer Beitrag zum postmodernen Konzept der Macht. Imperium, Stato, Civitas. Contributo critico alla concezione postmoderna del potere.. Stuttgart : Franz Steiner Verlag, 2015. P. 83-92.
Нефёдов Д. В. Правовые и экономические отношения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. № 3. С. 22-47.
Нефёдов Д. В. Юридический анализ банковского мультипликатора // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. № 5. С. 159-178.
Нефёдов Д. В. Экономический анализ современного уголовного права:различия в подходах С. 26-42.
Нефёдов Д. В. Специфика правового регулирования хозяйственной деятельности в странах БРИКС в условиях экономического кризиса // В кн.: Сборник Международного симпозиума "Правовые аспекты БРИКС -2015". Beijing : Издательство Пекинского университета политики и права, 2015. С. 126-141.
Нефёдов Д. В. Право в условиях экономических санкций и кризисов // В кн.: Сборник научных статей международной научно-практической конференции "Россия и Германия: экономика регионов после санкций". Скифия-принт, 2015. С. 94-97.

См. также

Соотношение публично-правовых и частноправовых инструментов в регулировании экономической деятельности

Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС (продолжение исследований, начатых в 2013 г.)

Сравнительно-правовой анализ в исследованиях правовых институтов и явлений в отраслевом, страноведческом и временном аспектах

Сравнительно-правовой анализ в исследованиях правовых институтов и явлений в отраслевом, страноведческом и временном аспектах(продолжение исследований, начатых в 2011 году)

Кооперация экспертных сообществ в период Холодной войны и особенности ‘научной дипломатии’  в области исследований окружающей среды и международного права

Студенты ВШЭ победили в российском этапе Конкурса по международному праву им. Филипа Джессопа

Пермская Вышка приглашает студентов юридических вузов на Неделю публичного права

Ключевые слова