• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Identity and intercultural relations in post-Soviet space

Priority areas of development: humanitarian
2015
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Aim of the project: to identify social psychological factors (identity, interethnic attitudes, social representations, trust, values) that facilitate mutual integration of ethnic minorities and majorities on the territory of the former Soviet Union. 

Methodology: social psychological survey, content analysis, expert interviews, factorial survey

Empirical base of the project:

  • Empirical data of the survey on intergenerational and culture specific differences in the effects of identity on the attitudes towards intercultural relations of ethnic minority and majority in the republics of North Caucasus (North Ossetia-Alania: N=645 and Kabardino-Balkaria: N=249);
  • Empirical data of the survey on the role of trust in preferences for acculturation strategies of ethnic minorities and acculturation expectations of host population in Russia and Latvia (N=497);
  • Empirical data of the survey of Russian immigrants in Belgium (N=132);
  • Empirical data of the survey on acculturation of Russians in Latvia (N=224 and N=220);
  • Empirical data of 8 expert interviews and factorial survey of the role of outgroups’ perceived characteristics in social distance (N=616);
  • Empirical data of content-analysis of 33 Russian textbooks (the total number of 1869 observations have been used).

Results:

Within this project, we analyzed and empirically tested the effects of a variety of social psychological characteristics on the integration of ethnic minority and majority in post-Soviet states. Summarizing the results, we conclude that social identity (ethic, national, religious, regional), motivation for ethnic and cultural continuity in older and younger generations, perceived social distance, social capital (specifically trust as its key component), the way of presenting majority and minorities members in school textbooks are the most significant social psychological predictors of mutual integration of ethnic minority and majority. Below we discuss the effects of each predictor.

  1. The results of studying social identity in three generations of Russians (ethnic minority) and Ossetians (ethnic majority) in North Ossetia-Alania revealed a more complex pattern of acculturation strategies and expectations compared to typical roles of  majority and minority. This fact indicates significant integration of two groups that have lived at the same territory for a long period. The results on the proportion of one’s own cultural identity and identity with the other culture are of particular interest. Firstly, these two types of identity are positively interrelated both in groups of Russians and Ossetians in all three generations. Secondly, in most cases, they facilitate integration and inhibit assimilation.
  2. The results of the study on the sample of Russians in Kabardino-Balkaria revealed a significant role of perceived incompatibility of two identities (“I am Russian” and “I am the citizen of North Caucasus”) in a person’s choice of acculturation strategy. The results demonstrated that perceived identity incompatibility mediated the effect of perceived discrimination on integration, separation and marginalization. In addition, it contributed to the rejection of integration (makes negative effect of perceived discrimination stronger) and facilitates the choice of separation and marginalization. In this study, we described for the first time the psychological mechanism underlying the effects of perceived discrimination on ethnic minorities’ acculturation.
  3. Data from Russia and Latvia showed that specific types of trust (an important component of social capital) are related to acculturation strategies of migrants (or minorities) and acculturation expectations of host population. Generalized trust was found to be a positive predictor of the preferences for integration and multiculturalism (in members of minorities and majority accordingly). Trust toward ingroup or outgroup members had an independent effect on ethnic minority’s preference for acculturation strategy: trust toward ethnic outgroups was positively associated with preference for integration, while trust toward ingroup was positively associated with preference for separation. None of the types of trust was significantly associated with marginalization and separation.
  4. The results of the study on motivation for ethnocultural continuity on two generations of Russians in Latvia revealed that it was positively associated with preferences for integration in parents and separation in children, and negatively associated with preference for assimilation and marginalization in both generations. At the same time, motivation for ethnocultural continuity of parents was positively associated with the same motivation of children; however, it did not directly affect children’s acculturation strategies. Integration was the only strategy that was positively associated with one of the indicators of psychological well-being – self-esteem (in the generation of children).
  5. We conducted the study on mutual perception of ethnic groups living in Russia, and on group characteristics that determine the extent of positivity of group image and harmony of intergroup relations. We found that Ukrainians, Russians, Tatars and Bashkirs were perceived more positively, while Armenians and Azerbaijanis were perceived more negatively. People that had no religious affiliation, no higher education and those who migrated to Russia illegally were perceived as most distant. The comparison of ethnic groups showed that ethnicity was the most important characteristic for Bashkirs, Armenians and Azerbaijanis, while religious affiliation - for all groups except Russians and Tatars. Each group gave first preference to their own religion, and second preference to those who did not believe in God (except Azerbaijanis who perceived non-believers as most distant), and the last preference to representatives of other religious denominations. It is important to mention that ethnic identity did not affect perception of outgroups in the sample of Russians, which was on average rather positive for all outgroups.
  6. We analyzed the content of Russian textbooks in order to evaluate the image of different social groups, which they form, and the type of model of group cohesion (social order or social fairness), which underlies this image. We found that social order (important for protection against external threat and internal contradictions) was the basis for group cohesion in Soviet times. The same pattern is reproduced in post-Soviet textbooks. However, the ingroup (“Us”) is now a primary group (family), not the state, or the country, in the Soviet time.  In contemporary textbooks, social fairness is represented as a relationship between individual and nature. It is important to mention that both in Soviet and Russian textbooks, “Us” is an ethnic majority, which defines norms regulating behavior.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results. The results have been used for the development and elaboration of trainings of ethnocultural competence of migrants and host population in the North-Caucasian Federal District.

Scope of application:

The results can be useful for:

  • The development of specialized courses for civil servants working in the sphere of interethnic relationships;
  • The development of social programs aimed at harmonization of interethnic relationships in Russian society;
  • Teaching at universities within the courses of ethnic, cross-cultural psychology, ethnic sociology, and psychology of conflict.

Publications:


Berry J. W. Theories and Models of Acculturation, in: Oxford Handbook of Acculturation and Health. NY : Oxford University Press, 2017. doi P. 1-23. doi
Dimitrova R. Acculturation in Eastern Europe, in: CAMBRIDGE HANDBOOK OF ACCULTURATION PSYCHOLOGY SECOND EDITION. Cambridge University Press, 2016. Ch. 17.
Grigoryan L., Горинова Е. В. “Us” and “Them”: formation of perceived social distance in Russian context / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2015.
Lebedeva N., Tatarko A., Berry J. W. Multiculturalism and migration in Post-Soviet Russia, in: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. P. 525-531.
Häuberer J., Tatarko A. Network Composition, Individual Social Capital And Culture: Comparing Traditional And Post-Modernized Ethnic Groups // International Journal of Comparative Sociology. 2015
Татарко А. Н., Миронова А. А., Чувашов С. В. Социально-психологический капитал личности в условиях этнического разнообразия России // В кн.: Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. М. : Когито-центр, 2016. С. 400-420.
Козлова М. А. «ГОСТИ СТОЛИЦЫ» В ГЛАЗАХ МОСКВИЧЕЙ: МОРАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК МИГРАЦИИ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 3(80). С. 110-122.
Григорян Л. К., Горинова Е. В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 142-157.
Grigoryev D. Ethnic and Religious Identification, Acculturation Attitudes and the Socio-Economic Adaptation of Immigrants / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 37. doi
Grigoryev D. A Theoretical Model of the Socio-Economic Adaptation of Immigrants: the Case of Russian-Speaking Immigrants in Belgium, in: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарев, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. P. 489-491.
Григорьев Д. С. Теоретическая модель социоэкономической адаптации мигрантов: на примере русскоязычных мигрантов в Бельгии // В кн.: Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 20–21 ноября 2015 г. М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 27-29.
Цыдендамбаева Е. Б., Григорьев Д. С. Взаимная аккультурация бурят и русских в Улан-Удэ и в Москве // В кн.: XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. М., Екатеринбург : ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015.
Григорьев Д. С. Внешние условия социоэкономической адаптации мигрантов // В кн.: Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект. Каз. : РИЦ "Школа", 2015. С. 79-82.
Berry J. W., Sam D. Acculturation: Conceptual background and theoretical perspectives, in: Cambridge Handbook of Acculturation Psychology, Second edition / Ed. by D. Sam, J. W. Berry. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. P. 11-29.
Berry J. W., Ward С. Multiculturalism: Managing intercultural relations, in: Cambridge Handbook of Acculturation Psychology, Second edition / Ed. by D. Sam, J. W. Berry. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. P. 441-463.
Berry J. W., Vedder P. Adaptation of Immigrant Children, Adolescents, and Their Families, in: Childhood and Adolescence: Cross-Cultural Perspectives and Applications (2nd ed.). Washington : APA Press, 2016. P. 321-346.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идентичность и межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015

Цель работы - выявить социально-психологические факторы (идентичность, межэтнические установки, социальные представления, доверие, ценности), способствующие достижению интеграции между этническими меньшинствами и этническим большинством на постсоветском пространстве.

Используемые методы: метод социально-психологического опроса, метод контент-анализа, метод экспертных интервью, метод факторного опроса

Эмпирическая база исследования:

  • эмпирические данные изучения межпоколенных и культурно-специфических различий влияния идентичности на установки межкультурного взаимодействия этнического большинства и меньшинства в республиках Северного Кавказа (2014 г., Республика Северная Осетия–Алания: N=645 и Республика Кабардино-Балкария: N=249);
  • эмпирические данные изучения роли доверия в выборе стратегий аккультурации этническим меньшинством и аккультурационных ожиданий - этническим большинством в России и Латвии (2014 г., N=497);
  • эмпирические данные опроса русскоязычных мигрантов, проживающих в Бельгии (N=132);
  • две базы данных аккультурации русских в Латвии (N=224 и N=220);
  • эмпирические данные экспертных интервью (N=8) и факторного опроса (N=616) изучения роли воспринимаемых характеристик аут-групп в формировании социальной дистанции;
  • эмпирические данные контент-анализа тридцати трех отечественных учебников начальных, средних и старших классов (в анализе было использовано 1869 фрагментов).

Результаты работы:

В ходе выполнения проекта было проанализировано и эмпирически проверено влияние различных социально-психологических факторов, которые могут способствовать интеграции между этническим меньшинством и этническим большинством на постсоветском пространстве. Обобщая результаты, можно отметить, что наиболее значимыми социально-психологическими предикторами интеграции являются: социальная идентичность (этническая, гражданская, религиозная, региональная); мотивация к этнокультурной преемственности у старшего и младшего поколений; воспринимаемая социальная дистанция; социальный капитал и доверие как его ключевая составляющая; особенности представления группы большинства и различных меньшинств на страницах школьных учебников. Ниже кратко представлены основные результаты исследования каждого из перечисленных факторов, влияющих на межкультурное взаимодействие.

  1. Изучение идентичности представителей трех поколений русских (меньшинства) и осетин (большинства) в Республике Северная Осетия–Алания выявило более сложный паттерн аккультурационных стратегий и ожиданий, нежели свойственно типичным ролям большинства или меньшинства. Этот факт указывает на существенную интеграцию двух групп, длительно проживающих на одной территории. Особую важность имеют полученные данные о соотношении собственной культурной идентичности и идентичности с иной культурой для каждой из групп. Во-первых, эти два вида идентичности связаны положительно и у русских и у осетин во всех трех поколениях. Во-вторых, в большинстве случаев они способствуют аккультурационной стратегии интеграции и препятствуют ассимиляции.
  2. Изучение русских в другой республике Северного Кавказа – Кабардино-Балкарии, выявило значимость воспринимаемой несовместимости двух идентичностей («я – русский» и «я – житель Северного Кавказа») для выбора стратегии аккультурации. В исследовании показано, что воспринимаемая несовместимость идентичностей является медиатором эффекта воспринимаемой дискриминации на стратегии интеграции, сепарации и маргинализации. При этом она способствует отказу от интеграции (усиливает негативный эффект воспринимаемой дискриминации) и способствует выбору сепарации и маргинализации. В данном исследовании впервые раскрыт психологический механизм влияния воспринимаемой дискриминации на аккультурацию этнических меньшинств.
  3. На примере эмпирических данных, собранных в России и Латвии показано, что определенные виды доверия (одного из основных компонентов социального капитала) связаны с аккультурационными стратегиями мигрантов (или меньшинств) и аккультурационными ожиданиями принимающего населения. Общее доверие к людям позитивно предсказывает предпочтение стратегий интеграции и мультикультурализма у представителей меньшинства и большинства соответственно. Доверие к своей или другим этническим группам является независимым предиктором выбора стратегий аккультурации этническим меньшинством: доверие к представителям других этнических групп позитивно связано с предпочтением стратегии интеграции; доверие же к представителям своей этнической группы ведет к предпочтению сепарации. Ни один из видов доверия не оказался статистически значимо связанным с негативными по своему значению аккультурационными стратегиями межкультурного взаимодействия – маргинализацией и исключением.
  4. Изучение мотивации к этнокультурной преемственности в двух поколениях русских в Латвии показало, что она способствует предпочтению стратегии интеграции в поколении родителей и сепарации в поколении детей и препятствует предпочтению стратегий ассимиляции и маргинализации в обоих поколениях. При этом мотивация к этнокультурной преемственности родителей позитивно связана с таковой у детей, но прямого влияния на стратегии аккультурации детей не оказывает. Интеграция является единственной стратегией, позитивно взаимосвязанной с одним из показателей психологического благополучия – удовлетворенностью собой (в поколении детей).
  5. Проведено исследование взаимного восприятия этнических групп, проживающих на территории России, а также групповых характеристик, определяющих меру позитивности образа групп и гармоничность межгрупповых отношений. Согласно полученным результатам, более позитивно оцениваются украинцы, русские, татары и башкиры, более дистантно – армяне и азербайджанцы; наиболее дистантными воспринимаются люди, не принадлежащие ни к какой религии, не имеющие высшего образования и нелегально иммигрировавшие в Россию. При сравнении этнических групп между собой, характеристика «этническая принадлежность» оказалась наиболее значимой для башкир, армян и азербайджанцев, а «религиозная принадлежность» – для всех, кроме русских и татар. При этом в каждой группе наблюдается предпочтение представителей собственной религии, на втором месте обычно располагаются неверующие (за исключением азербайджанцев, которые воспринимают неверующих как наиболее дистантных), и на последнем – представители другой религии. Кроме того, данные однозначно говорят о том, что для русских как этнического большинства неважно, к какой этнической группе принадлежит человек: эта характеристика не оказывает влияния на восприятие других групп, которое в среднем нейтрально положительное для всех.
  6. Отдельное направление работы было посвящено изучению содержания отечественных учебников, с целью оценки образа социальных групп, который они формируют, а также типа модели сплоченности (мораль социального порядка или социальной справедливости), лежащей в основе данного образа. Выявлено, что основу нормативной модели сплоченности в советское время составляла мораль социального порядка, необходимая для защиты от внешних врагов и внутренних противоречий. Эта основа воспроизводится и в постсоветских учебниках. Тем не менее, меняется масштаб общности, идентифицируемой как «мы» – в таком значении представляются, преимущественно, первичные группы (семья), в отличие от государства в советское время. В современных учебниках фиксируются и элементы морали социальной справедливости, воплощаемой в сфере отношений человека и природы. Однако крайне важно, что и в советском, и в современном учебнике группа «мы» – это однозначно этническое большинство, которому отводится роль определяющего нормы правильности и моральности поведения.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. Результаты исследования использованы для совершенствования тренингов этнокультурной компетентности для мигрантов и принимающего населения Северо-Кавказского федерального округа.

Область применениярезультатов НИР:

  • для разработки курсов повышения квалификации государственных служащих, чья работа связана с вопросами межэтнических отношений;
  • при разработке социальных программ, направленных на гармонизацию межэтнических отношений в российском обществе;
  • для преподавания в ВУЗах в рамках курсов по этнопсихологии, кросс-культурной психологии, этносоциологии, психологии конфликта.

Публикации по проекту:


Григорьев Д. С. Внешние условия социоэкономической адаптации мигрантов // В кн.: Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект. Каз. : РИЦ "Школа", 2015. С. 79-82.
Цыдендамбаева Е. Б., Григорьев Д. С. Взаимная аккультурация бурят и русских в Улан-Удэ и в Москве // В кн.: XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. М., Екатеринбург : ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015.
Григорьев Д. С. Теоретическая модель социоэкономической адаптации мигрантов: на примере русскоязычных мигрантов в Бельгии // В кн.: Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 20–21 ноября 2015 г. М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 27-29.
Grigoryev D. A Theoretical Model of the Socio-Economic Adaptation of Immigrants: the Case of Russian-Speaking Immigrants in Belgium, in: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарев, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. P. 489-491.
Grigoryev D. Ethnic and Religious Identification, Acculturation Attitudes and the Socio-Economic Adaptation of Immigrants / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 37. doi
Berry J. W., Ward С. Multiculturalism: Managing intercultural relations, in: Cambridge Handbook of Acculturation Psychology, Second edition / Ed. by D. Sam, J. W. Berry. Cambridge : Cambridge University Press, 2016.
Dimitrova R. Acculturation in Eastern Europe, in: CAMBRIDGE HANDBOOK OF ACCULTURATION PSYCHOLOGY SECOND EDITION. Cambridge University Press, 2016. Ch. 17.
Grigoryan L., Горинова Е. В. “Us” and “Them”: formation of perceived social distance in Russian context / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2015.
Berry J. W. Theories and Models of Acculturation, in: Oxford Handbook of Acculturation and Health. NY : Oxford University Press, 2017.
Berry J. W., Sam D. Acculturation: Conceptual background and theoretical perspectives, in: Cambridge Handbook of Acculturation Psychology, Second edition / Ed. by D. Sam, J. W. Berry. Cambridge : Cambridge University Press, 2016.
Lebedeva N., Tatarko A., Berry J. W. Multiculturalism and migration in Post-Soviet Russia, in: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. P. 525-531.
Häuberer J., Tatarko A. Network Composition, Individual Social Capital And Culture: Comparing Traditional And Post-Modernized Ethnic Groups // International Journal of Comparative Sociology. 2015
Berry J. W., Vedder P. Adaptation of Immigrant Children, Adolescents, and Their Families, in: Childhood and Adolescence: Cross-Cultural Perspectives and Applications (2nd ed.). Washington : APA Press, 2016.
Татарко А. Н., Миронова А. А., Чувашов С. В. Социально-психологический капитал личности в условиях этнического разнообразия России // В кн.: Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. М. : Когито-центр, 2016. С. 400-420.
Козлова М. А. «ГОСТИ СТОЛИЦЫ» В ГЛАЗАХ МОСКВИЧЕЙ: МОРАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК МИГРАЦИИ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 3(80). С. 110-122.
Григорян Л. К., Горинова Е. В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 142-157.

См. также

Ключевые слова