• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование креативного потенциала развития культурного туризма

Приоритетные направления развития: менеджмент
2015

Целью исследования является формирование новых теоретических и практических представлений о креативном потенциале культурного туризма, реализуемом на основе инновационных методов работы учреждений культуры и креативных индустрий.

Используемые методы

Для реализации цели исследования были применены такие методы сбора данных как глубинные и полуструктурированные интервью.

Анализ данных для второй главы производился методом контент-анализа открытых источников, данные третьей главы были закодированы методом осевого кодирования и  проанализированы в стиле обоснованной теории.   

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой исследования послужили данные интервью с руководителями организаций, использующих инновационные подходы в продвижении продуктов культурного наследия у различных категорий потребителей (в т.ч. туристов). Также были проанализированы данные полуструктурированных интервью с посетителями крупного объекта культурного наследия.

Результаты работы

В ходе исследования были получены следующие результаты:

В области теории:

  1. Разработаны подходы к определению креативного потенциала туризма, основанного на концепции креативного капитала;
  2. Систематизированы подходы к определению и пониманию креативности на основе существующих концепций (концепции 4 «Р» креативности, концепция креативности Т. Амабайл; концепция креативных индустрий);
  3. Сформулированы направления применения теории креативности и креативного капитала применительно к индустриям впечатлений (в том числе к индустрии туризма как ее части);
  4. Определены связь и различия между креативностью и инновацией на уровне организации (в индустрии впечатлений);
  5. Концепция креативности применительно к отрасли туризма рассматривается сквозь призму креативной экономики и теорию со-участия, что позволило обосновать то, что добавленная стоимость в индустрии создается за счет создания впечатлений (а не только товаров и услуг), и подразумевает включение потребителя в процесс производства;
  6. Дополнено понимание креативного капитала не только как совокупности ресурсов и решений как факторов производства для организаций экономики впечатлений, но и пониманием креативного капитала на уровне индивидуального потребителя (человеческого капитал) как мотива потребления впечатлений.
В развитии методологии:
  1. Разработаны методологические принципы исследования различных форм культурного туризма;
  2. Разработаны методология исследования потребления культурных благ на основе концепции атмосферы и формирования впечатлений;
  3. Разработана методология исследования продуктов диджитального культурного туризма (на основе моделей он-лайн коммуникаций).

В получении новых эмпирических знаний:

  1. Выявлены и систематизированы направления инноваций и креативности организаций, предоставляющих услуги культурного туризма;
  2. Проведен анализ различных форм участия креативных пространств в формировании продуктов культурного туризма.
  3. Выявлено понимание креативности среди организаций индустрии туризма с целью дополнения и уточнения теории креативного капитала и понятий креативности и креативного потенциала.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования возможно применить как на уровне отдельных организаций, вовлеченных в продвижение объектов культурного наследия, так и региональных органов управления культурой и туризмом.

Значение работы состоит в том, что в ней впервые проведен анализ инновационных изменений, протекающих в учреждениях культуры, в основе деятельности которых лежит сохранение и развитие культурного наследия, позволяющих сформировать новые продукты культурного туризма, предназначенные для различных категорий туристов, а также проанализирована роль организаций креативных индустрий в формировании новых продуктов культурного туризма. Это позволяет создать принципиально новые продукты культурного туризма и новые формы их продвижения и предоставления.

Развитие объекта исследования может происходить в форме развития проектной деятельности учреждений культурного наследия и креативных индустрий, с целью создания новых, аттрактивных продуктов культурного туризма и диверсификации форм их продвижения и потребления различными группами туристов.

Публикации по проекту:


Gordin V. E., Trabskaya J. St. Petersburg as a Tourist Destination: Searching for the Gastronomic Brand, in: Tourism Management, Marketing, and Development Performance, Strategies, and Sustainability Vol. 2. L. : Palgrave Macmillan, 2016. doi Ch. 4. P. 87-108. doi
Гордин В. Э., Хорева Л. В., Дедова М. А. Применение теории стейкхолдеров в системе управления услугами фестивалей культуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 56-65.
Kuzmina K., Shishova E. Atmospherics measurement: the ways to make public goods available, in: Current Trends in Public Sector Research (Proceedings of the 20th International Conference). , 2016. P. 383-388.
Valery Gordin, Julia Trabskaya, Elena Zelenskaya. The Role of Hotel Restaurants in Gastronomic Place Branding // International Journal of Culture,Tourism and Hospitality Research. 2016. Vol. 10. No. 1. P. 81-90. doi
Borovskaya I., Dedova M., Shishova E. Issues of Tourists and Locals Behaviour: the Case of International Kotka Maritime Festival // Problems of Tourism and Recreation. 2014. P. 5-20.
Tourism Management, Marketing, and Development Performance, Strategies, and Sustainability Vol. 2. L. : Palgrave Macmillan, 2016. doi
Хорева Л. В., Трабская Ю. Г., Зеленская Е. М. Гастрономический брендинг как инновационная технология продвижения туристской дестинации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 50-60.
Gordin V. E., Dedova M. Museum Events as a Tool for Community and Organisational Development, in: Managing and Developing Communities, Festivals and Events. L. : Palgrave Macmillan, 2016. Ch. 5. P. 69-79. doi

См. также

Ключевые слова