• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Региональные медиарынки: производство социальных смыслов, рыночная власть и властные отношения

Приоритетные направления развития: социология
2015
Руководитель: Кирия Илья Вадимович

Цель работы: изучить конфигурацию региональных медиарынков с точки зрения формирования параллельных рынков торга с властями и тех эффектов на медиарынке в целом, которые такие параллельные рынки создают с точки зрения типологии развития медиа в регионах, специфики медиааудитории и с точки зрения специфики производства креативного контента в медиаотраслях.

Используемые методы: Ключевым эмпирическим методом стал метод статистического анализа с помощью программы SPSS, а также метод социального сетевого анализа с помощью программы ORA. Также использовался метод теоретической реконструкции.

Эмпирическая база исследования: данные государственной статистики федерального и национального уровня, официальные данные о государственных закупках в области медиа, обработанные и сгруппированные в базы по регионам выборки. Также в эмпирическую базу входит контент федеральных телеканалов, используемый в анализе контента.

Результаты работы: патерналистская роль государства в реализации социальной функции медиа по-прежнему велика. Соответственно информационные контракты – основной инструмент реализации этой функции – нацелены на освещение социально значимых тем. Однако в отсутствии механизма подотчетности аудитории государство само решает, что является социально значимым, а что – нет. В реальности в контракты на освещение общественно значимых тем часто оказывается «зашита» имиджевая информация о местных властях, что делает такие контракты инструментом укрепления политической лояльности.

В результате исследования было показано, как глобальные тренды коммерциализации проявляются в структуре российского регионального медиарынка, изменяя сложившиеся внутрирыночные отношения. Взаимодействие государства и медиа трансформируется в систему рыночных обменов через систему государственных информационных контрактов. Такие контракты позволяет государственным структурам эффективно контролировать СМИ через финансовую зависимость последних, не участвуя в капитале медиа. С другой стороны, информационные контракты способствуют реализации общественной функции медиа, хотя в условиях отсутствия подотчетности аудитории, государство само решает, что является общественно значимым, а что – нет.

Проведенное исследование также показало, что в исследование культурной среды регионов необходимо вовлечь теории отечественных и зарубежных авторов по социологии и семиотике культуры и культурологии. В частности в исследовании реконструированы концепции Б.В.Дубина, Ю.М.Лотмана, М.Маклюэна и для последующего практического применения в анализе культурной среды регионов России. Культурная специфика регионов России во многом связана со степенью отчужденности региона, что сопряжено в свою очередь с высокой ролью устной культуры.

Исследование показало, что необходимо рассмотреть роль телевидения в конструировании картины мира аудитории, так как его роль сопряжена не только с развлечением и информированием, но и с организацией сообществ, что представляет значение на региональных исследований. Медиа не только воспроизводят ценности и нормы, но и участвуют в их трансформации, поэтому культурная среда регионов должна быть исследована с позиций культурной семиотики, позволяющей выявить особенности семиосферы, в которую погружен рынок. Помимо этого существуют культурные паттерны медиа - устойчивые формы организации структуры знаний, с помощью которых медиасреда может быть проанализирована как среда, отражающая деятельность участников региональных рынков, связи между властью и компаниями.

Исследование также делает вывод о формировании новой парадигмы развития медиаправа в России, которая значительно отличается от старой, основанной на российских медийных законах, принятых в 1990-1991 годах. Блогерский закон встраивается в новую парадигму. Старая парадигма имела целью либерализацию медиа и смягчение государственного контроля над медиасферой, в то время как новая парадигма усиливает зависимость медиа (в том числе, новых медиа) от государства, увеличивает формальные требования к субъектам медиасферы, не учитывая при этом ни особенности Интернета, ни международные принципы управления Интернетом.

Исторически политический фактор в России был основным драйвером для развития свободы слова, и изменение политического режима всегда приводило к переосмыслению данной концепции. Каждый политический режим использовал концепцию свободы слова как инструмент для достижения своих политических целей. Исторически сложилось, что роль формальных норм и институтов для реализации свободы слова в России для имплементации данной концепции не была значительной. При этом институты и законодательство также важны, потому что если они не используются для защиты свободы слова, они применяются для её подавления, как показывает анализ. Международные стандарты оказали поверхностное влияние на формирование концепции свободы слова в России, где они были также использованы в качестве инструмента политических режимов. Современная концепция свободы слова тесно перекликается с идеями марксизма-ленинизма, однако её имплементация противоречит марксистско-ленинской теории.

Публикации по проекту:


Teigland R., Yetis-Larsson Z., Dovbysh O. Networked Entrepreneurs: How Entrepreneurs Leverage Open Source Software Communities // American Behavioral Scientist. 2015. Vol. 59. No. 4. P. 475-491. doi
Chumakova V., Novikova A. Yuri Lotman’s cultural semiotics as a contribution to media ecology // Explorations in Media Ecology. 2015. Vol. 14. No. 1+2. P. 73-85. doi
Kiriya I., Sherstoboeva E. Russian Media Piracy in the Context of Censoring Practices // International Journal of Communication. 2015. Vol. 9. P. 839-851.
Новикова А. А. Антропология медиа в России: истоки и перспективы // Этнографическое обозрение. 2015. № 4. С. 3-12.
Новикова А. А. Телевизионные новости: между общественным благом и популярной культурой // В кн.: Телевидение между искусством и массмедиа. М. : Государственный институт искусствознания, 2015. С. 180-195.
Новикова А. А., Кирия И. В. Недоурбанизированная идентичность: компаративный анализ медиапотребления сельских жителей Костромской и Ростовской областей // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 155-163.
Чумакова В. П. «Новые медиа» в контексте социокультурной динамики: импликация подхода Герберта Маршалла Маклюэна // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 390-397.