• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015

Общим объектом исследования всех участников данного проекта являются специфические особенности различных (этнических, языковых, религиозных) культур Восточной и Западной Европы и многообразие   взаимоотношений между ними на протяжении Средневековья и раннего Нового времени.

Вместе с тем каждый из пяти субпроектов 2015 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.

Для субпроекта А — «Nordica. Северная Европа и Русь» — это разнообразные проявления взаимодействия между различными этническими, религиозными и социальными группами на территории Восточной Европы (затрагивая Скандинавию, южнорусские степи, предгорья Кавказа) в IX — XII вв., для субпроекта Б — «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» — это модели отношения христианских культур латинского Запада и русских земель к иудаизму и его носителям  — преимущественно в XVI — XVII вв., для субпроекта В – «Символическое наследие европейского Средневековья» — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ (прежде всего Латинская Европа и Византия), так и между ними, а также обстоятельства возникновения новых представлений об ученом знании и их распространения (в основном на западноевропейском материале XII в.), для субпроекта Д — «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)» — это церковная архитектура Абхазии и Алании, в которой отразились импульсы идущие как с Запада (в данном случае это Византия), так и с Востока, для субпроекта З — «Культы святых в христианских культурах Востока и Запада Европы в средние века и раннее Новое время: религиозно-культурные, социальные и политические функции» — это представления о святости на Западе (отразившиеся в процессах по канонизации) и в Древней Руси.  

Цель работы

Конечная цель исследований группы состоит в разработке базового варианта концепции единой (без проведения границы между Востоком и Западом) истории Европы в Средние века и раннее Новое время, а также в разработке и опробовании методов межрегиональных и общеевропейских исторических исследований. Вместе с тем у каждого из пяти субпроектов имеются собственные цели, подчиненные вышеуказанной общей цели.

Для субпроекта А — это идентификация и конкретизация явлений и процессов, возникавших в ходе межкультурного взаимодействия в Киевской Руси и прилегающих регионах, оценка их глубины и значимости.

Для субпроекта Б — это определение черт сходства и различия в полемической литературе XVI в. в Польше и на Руси в том, что касается оценки иудеев, отношения к их верованиям, общинам и образу жизни, готовности (или неготовности) к сосуществованию с ними или же, напротив, к насильственному крещению.

Для субпроекта В — во-первых, это выяснение места, которое римские епископы рубежа VII и VIII вв. отводили себе в политической иерархии империи и которое они выражали при помощи своих знаков власти. Во-вторых, это определение соотношения между словесным и образным выражением отношения к миру в трудах западноевропейских интеллектуалов XII в.

Для субпроекта Д — это выяснение направления развития церковной архитектуры в Алании и Абхазии в IX — XI вв. и определение степени влияния на нее, с одной стороны, западных, а с другой, — восточных влияний.

Для субпроекта З — это выявление основных этапов пути складывания представлений о святости, определяемых в канонизационных процессах, с одной стороны, и определение черт сходства и отличий между «западной» и «восточной» концепциями святости.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическая база исследования весьма широка и разнообразна. Исследование осуществлено на основе большого количества источников при использовании максимально широкого круга вспомогательной литературы на всех основных языках академического общения. Кроме письменных источников, в отдельных субпроектах использовались визуальные материалы, а также материальные памятники (архитектура).

Для каждого из субпроектов имеется своя источниковая база, и притом всякий раз ее нельзя определить как гомогенную из-за различий в видах и типах источников. Тем не менее, в первом субпроекте (А) главную роль играют русские летописи, скандинавские саги, а также данные археологических раскопок, во втором (Б) — польские (П. Моецкий, Мелетий Пигас и др.) и русские (Спиридон-Савва, Ермолай Еразм, Артемий и др.) полемические нарративы, а также богословские, экзегетические и проповеднические тексты в основном XVI в., в третьем (В), — с одной стороны, хроники, трактаты, иконографические материалы и др., с другой же — латинские ученые трактаты XII в. (прежде всего представителей т. н. Шартрской школы и особенно Гильома Коншского), а также изобразительные памятники высокого Средневековья, в четвертом (Д) — памятники кавказской архитектуры, в пятом (З) — материалы западных канонизационных процессов XIII — XV вв., а также сочинения о святых русских книжников XVI в. (прежде всего Зиновия Отенского и Иосифа Волоцкого).

Результаты работы

В результате проделанной работы в рамках субпроекта А была выявлена глубина синтеза хазарских и варяжских начал в ранней истории Руси,  влияние такого симбиоза даже на Скандинавию, где обнаруживаются захоронения «степного» типа. В результате углубленного рассмотрения одного места в «Повести временных лет» удалось найти новый яркий пример скандинаво-русского взаимодействия на уровне языковой и исторической традиции и определить историческую идентичность упомянутого в нем лица. В рамках субпроекта Б были выявлены существенные различия в направлении антииудейской полемики в польских католических и русских трактатах, при том, что в последних критика иудаизма оказывается выражена слабее, а терпимость к нему  существенно выше. В рамках субпроекта В было, с одной стороны, выяснено, что символический язык власти, которым пользовались папы в раннем Средневековье, вопреки широко распространенному мнению, не содержал в себе претензий на императорскую власть или участие в ней. С другой же стороны, была показана анахронистичность столь же широкого бытующего в литературе противопоставления образного и дискурсивного мышления применительно к средневековой культуре. Оказывается, в трудах представителей Шартрской школы и особенно Гильома Коншского развивалась синтетическая концепция объединения слова и образа. В рамках субпроекта Д впервые была нарисована подробная картина развития христианской архитектуры на Кавказе (Абхазия, Грузия, отчасти Армения) в IX — XI вв. В результате исследования делается вывод, что в рассматриваемом регионе (в отличие от некоторых соседних) «восточное» влияние мусульманской архитектуры было минимальным, тогда как основные импульсы шли с Запада — из византийской Малой Азии, правда, из различных ее областей. Наконец, в рамках субпроекта З были выявлены юридические основания и важнейшие этапы становления концепции и процедуры канонизации в католической церкви (понтификаты Иоанна XV,  Иннокентия III и Григория IX). В то же время русские сочинения XVI в. демонстрируют существенно иное отношение к святости, чем на Западе, опираясь на учение о теозисе, воспринятое из трудов византийских отцов церкви.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования пользуются немалым спросом в российской и международной академической среде и в университетском преподавании. Об этом свидетельствует, с одной стороны, большое количество докладов, прочитанных участниками проекта на российских и международных конференциях, а также их лекций, спецкурсов, семинаров, факультативов (в частности, проведенных в НИУ ВШЭ), выступлений в СМИ. С другой же стороны, участниками проекта подготовлено почти три десяткапубликаций на русском и иностранных языках, которые частично уже опубликованы, частично же готовятся к печати. (См. отдельный список в Отчете.) По итогам проекта предполагается издание отдельного труда в Издательском доме  Высшей школы экономики.

Область применения

В качестве области применения результатов данной научно-исследовательской работы предполагается, прежде всего, сфера отечественных и международных академических исследований в области российской истории, всеобщей истории, источниковедения, религиоведения. Кроме того, полученные знания могут быть использованы в сфере высшего, а отчасти и среднего образования, в музеях, библиотеках и иных учреждениях культуры, в медийном пространстве. 

Публикации по проекту:


Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Княжеское сиротство: Об одном актуальном параметре престолонаследия на Руси XII в., in: Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: Современные исследования и перспективы развития. Материалы XXVII Международной научной конференции. Москва, 9-11 апреля 2015 г.. Москва : Изд-во РГГУ, 2015. С. 58-64. 
Виноградов А. Ю. Очерк политической и церковной истории Абхазского царства, in: Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в.. Москва : Индрик, 2015. С. 17-88. 
Boytsov M. Hus und seine Zeit in russischer und sowjetischer historisch-literarischer Verarbeitung // Bohemia. Zeitschrift für Geschichte und Kultur der böhmischen Länder. 2015. Vol. 55. No. 1. P. 1-17. 
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Готские граффити из Мангупской базилики // Средние века. 2015. Т. 76. № 3-4. C. 57-75. 
Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 1. VIII–X вв. // Богословские труды. 2015. № 46. C. 77-116. 
Litvina A., Uspenskij D. F. The Prince and His Names in the 12th Century (A Philological Approach to Medieval Political History) // Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2015. Vol. 60. No. 2. P. 346-364. 
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. За что убили Ярополка Изяславича? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. Т. 61. № 3. C. 73-74. 
Петрухин В. Я. О балканских мотивах в русском летописании и миниатюре, in: Балканский тезаурус: Начало. Балканские чтения 13. Тезисы и материалы. Москва 7-9 апреля 2015 г.. Москва : Институт славяноведения РАН, 2015. С. 162-165. 
Петрухин В. Я. Саркел и Бертинские анналы: Хазарское начало русской истории?, in: Восточная Европа в древности и средневековье. Государственная территория как фактор политогенеза. XXVII чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2015. С. 216-221. 
Виноградов А. Ю., Виноградова Е. А. О дате фресок Моквского собора, in: Россия – Грузия. Диалог культур: Сборник статей по материалам конференции 2013 года и научных чтений 2014 года, посвященных памяти Давида Ильича Арсенишвили.. Москва : Музей им. Андрея Рублева, 2015. С. 48-56. 
Дмитриев М. В. Peccatum originale. Был ли возможен диалог Московской Руси с августинизмом?, in: Блаженный Августин и его наследие в истории христианской культуры. Москва : Издательство ПСТГУ, 2015. С. 140-156. 
Петрухин В. Я. Ересь и кощунственное в народной аксиологии, in: Категория оценки и система ценностей в языке и культуре. Москва : Индрик, 2015. С. 274-284. 
Boytsov M. Ghostly Knights: Kings’ Funerals in 14th Century Europe and the Emergence of an International Style, in: Death in Medieval Europe: Death Scripted and Death Choreographed. London : Routledge/Taylor & Francis, 2016. С. 149-163. 
Бойцов М. А. Нюрнбергская гордость, «корона с дугой» и покойные императоры, in: Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего нового времени. Сборник трудов в честь Всеволода Матвеевича Володарского. Москва : Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 222-241. 
Бойцов М. А. Первое прощание с последним князем Тироля, in: Universitas historiae. Сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. Москва : ИВИ РАН, 2016. С. 254-261. 
Дмитриев М. В. Peccatum originale. Был ли возможен диалог Московской Руси с августинизмом?, in: Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. Москва : Издательство ПСТГУ, 2016. С. 154-175. 
Бойцов М. А. Папа римский в Константинополе, in: Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 11-42. 
Воскобойников О. С. Литературные истоки готической физиогномики, in: Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 174-213. 
Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. 
Бойцов М. А. «Aqua Spiritus sanctus est»: символизм воды у Гильома Дюрана, in: Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва : Феория, 2017. С. 278-294. 
Voskoboynikov O. La fisiognomica scolpita nel Duecento, in: Statue. Rituali, scienza e magia dalla tarda Antichità al Rinascimento. Florence : Edizioni del Galluzzo, 2017. С. 417-442. 
Дмитриев М. В. «Вода вся - святая». О древнерусских обрядах освящения воды в «народной» и «высокой» культуре, in: Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва : Феория, 2017. С. 659-671. 
Успенский Ф. Б. К характеристике культа святых в династии Рюриковичей домонгольского времени, in: Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. С. 253-260. 
Бойцов М. А. Папа римский в Константинополе, in: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. 2-е изд.. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. С. 10-35.