• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ценностные ориентации студентов элитных вузов России

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015
Руководитель: Урнов Марк Юрьевич

Цель работы: выявление основных политических и культурных ценностных ориентаций студентов элитных вузов России, то есть потенциальных представителей политической, интеллектуальной и экономической элит страны.

Используемые методы: глубинные интервью, фокус-группы, социологический опрос.

Эмпирическая база исследования: научный отчет выполнен на основании исследования, проведенного по разработанному руководителем проекта многоцелевому опроснику, предназначенному для проведения кросс-страновых исследований и позволяющему сопоставлять содержание политических идеалов в разных культурах. Результаты качественной части исследования представлений российских студентов основаны на интервью, проводившихся в несколько этапов. В отчете используются результаты двух последних волн интервьюирования, проведенных осенью 2013 и 2014 гг. Всего за этот период было опрошено 353 студента МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. Что касается количественной части исследования, то она основана на проведенном в 2014-2015 гг. анкетном опросе 1400 российских студентов, из которых 540 – студенты НИУ ВШЭ, 496 – МГУ, а 364 – МГИМО. В ходе качественного и количественного этапов исследования опрашивались разные респонденты. Для лучшего понимания особенностей менталитета российских студентов проект носит компаративистский характер. В отчет включены также результаты анализа данных, полученных в ходе проведения исследования представлений американских студентов. Эмпирическую базу этой части исследования составляютиндивидуальные и групповые глубинные интервью с 30 студентами Принстонского университета, а также анкетный опрос 450 студентов Принстонского университета, проведенные в конце 2014-начале 2015 гг.

Результаты работы:

Основным результатом исследовательского проекта является разработка уникального универсального исследовательского инструмента, основанного на сочетании качественного и количественного подходов и предназначенного для проведения кросс-страновых исследований, а также иллюстрация его компаративного потенциала.

С использованием разработанной методологии была собрана первичная количественная и качественная информация, углубляющая представления о политических идеалах исследуемой социальной группы.

Помимо исследования студентов топовых вузов России инструментарий был апробирован в рамках исследования студентов Принстонского университета в США, Шанхайского университета в Китае, Кембриджского университета в Великобритании, Бременского университета и школы управления Херти в Германии.  Результаты данных исследований будут проанализированы в дальнейшем и лягут в основу масштабного компаративного исследования политических и культурных представлений студенческой молодежи разных стран.

В рамках данного этапа работы рассмотрены политические представления российских студентов об образе своей страны. Выявлена ключевая роль геополитических, великодержавных представлений и авторитарных настроений в их формировании. Продемонстрирована поляризация изучаемой социальной группы по вопросам оценки нынешнего образа страны и перспектив ее развития.

Проведен анализ политических представлений российского студенчества в контексте коллективной памяти этой социальной группы. Продемонстрирована специфика и внутренняя противоречивость ее коллективной памяти.

Представлена попытка проведения сопоставительного анализа политических ориентаций российских и американских студентов на основании полученного богатого эмпирического материала, которая представляется нам безусловно ценной и заслуживающей внимания, тем более, что настолько масштабные сравнительные исследования этих двух социальных групп ранее не проводились.

Осуществлен анализ авторитарных настроений, распространенных в среде российского студенчества. Примененный латентно-классовый и регрессионный анализ показал, что с данной социальной группе есть ряд социально-демографических факторов, которые могут повлиять на приверженность ее представителей авторитарным ценностям. Выявлено, что к числу таких факторов относится религиозное участие, работа родителей и пол респондента.

Публикации по проекту:


Urnov M., Kasamara V. National Identity of Russian and American Students // Social Sciences. 2017. No. 2. P. 39-61. doi
Кулькова А. Ю. Религиозность и политическое участие: роль политики в российских религиозных общинах / Высшая школа экономики. Серия WP14 "Политическая теория и политический анализ". 2015. № 02.
Шубенкова А. Ю., Зевелева О. И. Российские студенты в глобальном мире: участие в программах международной образовательной мобильности как фактор формирования миграционных намерений? // Вопросы образования. 2016
Zeveleva O. The Discursive Construction of Co-Ethnic Migration / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2015. No. WP BRP 61/SOC/2015.
Максименкова М. С. Прошлое, настоящее и будущее в политических представлениях российских и американских студентов: сравнительный анализ // Общественные науки и современность. 2016
Сорокина А. А., Касамара В. А. СИНДРОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НОСТАЛЬГИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Общественные науки и современность. 2016
Gasparyan O. T., Kulkova A. “Authoritarian Syndrome” among Russian Students: A Quantitative Analysis of Political Preferences of Students from Top Moscow Universities using LCA / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2016.
Zeveleva O. Biopolitics, Borders, and Refugee Camps: Exercising Sovereign Power Over Nonmembers of the State // Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2017. Vol. 45. No. 1. P. 41-60. doi
Kasamara V., Sorokina A. Rebuilt Empire or a New Collapse: Geopolitical Visions of Russian Students // Europe-Asia Studies. 2017. Vol. 69. No. 2. P. 262-285.