• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личностная детерминация процесса порождения мысли

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2015

Цель работы: Изучение процесса порождения мысли в зависимости от личностных особенностей человека (субъекта мыслетворчества).

Используемые методы:

Методологической базой исследования выступают: личностный принцип (Рубинштейн С.Л.), единая концепция психических процессов и теория ментальной иерархии Л.М. Веккера, теория ментального развития человека и концепция системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова.

Основу эмпирического исследования составляет методологический принцип разработки малопараметрической модели, отражающей с известной погрешностью эмпирическую модель, построенной на концептуальной основе всей полноты признаков, доступных исследователю (В.Д. Шадриков), а также частные методологические принципы, реализуемые в исследованиях по психологии: наблюдение за деятельностью, алгоритмическое описание деятельности, регистрация объективных показателей, экспертная оценка, эксперимент, статистические методы обработки результатов (описательной статистики, критерий корреляции ( r -Спирмена), Т-критерия Вилкоксона, критерий U –Манна-Уитни, критерий согласия W –Кендела, многофакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями (Repeated Measures ANOVA или GLM Repeated Measures)). Обработка и анализ данных осуществлялись с использованием стандартного статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.

Эмпирическая база исследования:

В исследование приняло участие 79 человек в возрасте от 16 до 20 лет (M = 18,59; SD = 0,63), из них женщин – 68 (M = 18,62; SD = 0,83) и мужчин – 11 (M = 18,45; SD = 0,53). Исследование проводилось на базе одного из столичных вузов (г. Москва). Его участниками стали студенты первого курса (n = 45, от 16 до 20 лет, M = 18,32; SD = 0,85) и второго курса (n = 34, от 18 до 20 лет, M = 18,97; SD = 0,52), обучающиеся по образовательной программе академического бакалавриата «Психология». Участие в исследовании было добровольным.

Результаты работы:

  • в ходе теоретико-методологического анализа определены концептуальные детерминанты изучения процесса порождения мысли, а именно, «источники» мысли и особенности процесса ее порождения, специфика перехода от предметной мысли к абстрактной мысли, характеристика процесса порождения мысли с позиции психической функции, личностные характеристики субъекта мыслительной деятельности;
  • разработана программа эмпирического психологического исследования, направленная на решение проблемы роли «внутренних условий», детерминирующих функционирование личности, в процессе порождения мысли;
  • разработаны и апробированы методы диагностики мотивации субъекта мыслетворчества и рабочего словаря субъекта мыслетворчества;
  • предложена экспериментальная методика анализа предметных мыслей субъекта мыслетворчества – «работа с мыслями»;
  • выделены параметры и признаки, составляющие малапараметрическую модель продуцирования мысли с учетом детерминант личностно-субъектного уровня функционирования человека;
  • на основе полученных в настоящем исследовании результатов определены перспективы для проведения исследований механизмов (операциональных, функциональных и регулирующих) продуцирования мысли, а также для разработки модели дифференциальной диагностики субъектно-личностных характеристик процесса порождения мысли.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты настоящего исследования могут быть применены в таких сферах жизнедеятельности человека как:

  • исследовательская практика для введения в психологию новых научных категорий (мысль, процесс продуцирования мысли, мыслительные операции), а также методологических принципов и методов исследования мыслительной деятельности человека и его способностей, проявляющихся в ней;
  • образование для внедрения научных результатов исследования в учебные дисциплины «психология мышления», «психология познавательных процессов», «психологии способностей и деятельности человека», а также индивидуализации образовательного процесса педагогической деятельности.

 

 

Публикации по проекту:


Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Рефлексия субъекта в структуре деятельности // В кн.: Современные исследования интеллекта и творчества / Под общ. ред.: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная. М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 280-300.
Шадриков В. Д., Кургинян С. С., Дикова М. Д. Тест рефлексии деятельности. М. : Университетская книга, 2015.
Shadrikov V., Kurginyan S. S. Premises toward the development of a psychological theory of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2016
Shadrikov V., Kurginyan S. S., Martynova O. Psychological studies of thought: thoughts about a concept of thought // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13. No. 3. P. 558-575.
Shadrikov V., Kurginyan S. S. RETHINKING CONSTRUCTS OF PSYCHOLOGICAL ACTIVITY SYSTEM IN JOB: MEASURING PROFESSIONAL ACTIVITY REFLECTION // Professional Psychology: Research and Practice. 2017
Shadrikov V., Kurginyan S. S. Propositions toward the development of a psychological theory of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 211-224. doi